Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Тимофей.
Св. aп. Тимофей, по своим высоким дарованиям и качествам,
был один из великих, избраннейших мужей апостольского века, достойно
причислен к 70 апостолам. Он был ближайший, любимый ученик, неразлучный
спутник и ревностнейший сотрудник ап. Павла. Св. Тимофей был родом из
Ликаонскаго города Листры (по другим — Дервии)
в Малой Азии; отец его был Еллин (язычник), а мать иудеянка (Деян. XVI,
I; 2). С малых лет он, под руководством благочестивых матери (Евникии)
и бабки (Лоиды) наставлен был в законе Божием (2 Тим. I, 1); с особенною
ревностью он занимался изучением Свящ. Писания (2 Тим. III, 15). Ап.
Павел еще во время своего первого путешествия с Варнавой обратил свое
внимание на юного Тимофея (Деян. XIV, 6. 7. 21) и во второе посещение
свое Листры (и Дервии), апостол языков, по свидетельству тамошних христиан
об особенно усердном изучении слова Божия и высокой нравственности Тимофея,
взял его с собой, а затем, чтобы не встретить препятствий в деле проповеди
среди иудеев, обрезал его [1] (Деян. XVI, 3). И
с этого времени Тимофей сделался постоянным сотрудником ап. Павла, разделяя
с ним не только апостольские труды, но и страдания. В своих посланиях
ап. Павел называл св. Тимофея своим сыном (духовным) (1 Кор. IV, 17)
и в послании к Филлипийцам делает такой отзыв о Тимофее: «надеюсь… вскорe
послать к вам Тимофея….. ибо я не имею никого такого усердного, кто бы
столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того,
что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он,
как сын отцу, служил мне в благовествовании» (II, 19—22);
и св. Павел, как любящий отец заботился о св. Тимофee, как о своем любимом
сыне. В своем послании к Римлянам пишет: «если придет к вам Тимофей,
смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне,
как и я. Посему никто пусть, не пренебрегает им, но проводите его с миром,
чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. XVI, 10—11).
Во время второго путешествия ап. Павла Тимофей сопровождал его от Листры
до Троады (Деян. XVI, 1—8) отсюда по городам Македонии (Самофракия,
Неаполь, Филиппы, Деян. XVI, 11—12), затем в Амфиполь, Аполлонию
и Солунь (Деян. XVII, 1); из этого города ап. Павел, вследствие возмущения
против него иудеев, удалился сначала в Пергию (Деян. XVII, 10) а затем
в Афины (Деян. XVII, 15); но св. Тимофей и Сила оставлены были ап. Павлом
до времени в Пергии для утверждения новообращенных христиан (ст. 14).
Вскоре, впрочем ап. Павел вызвал их к себе в Афины (ст. 16). Из Афин
ап. Павел послал Тимофея в Солунь и чрез него отправил к христианам этого
города первое свое послание к Солунянам (1 Солун. III, 5—8).
Затем св. Тимофей, вместе с ап. Павлом, проповедовал в Коринфе (2 Коринф.
I, 19) и в отправленном отсюда (из Коринфа) втором послании к Солунянам
имя св. Тимофея поставлено вместе с именем ап. Павла (I, 1). Вероятно,
св. Тимофей оставался в Коринфе во все время путешествия ап. Павла в
Иepyсалиме и уже на обратном пути в Ефесе св. Тимофей прибыл к своему
наставнику (Деян. XIX, 1). Из Ефеса в 56 г. ап. Павел отправил Тимофея
с Ерастом для сбора пособии палестинским христианам (Деян. XIX, 21).
Во время третьего (великого) путешествия ап. Павла, Тимофей сопровождал
его с другими спутниками до Асии (Деян. XX, 4); думают, что св. Тимофей
продолжал путешествие с ап. Павлом до Милита, где апостол простился с
Ефесскими пресвитерами (Деян. XX, 16—17) и, может быть,
Тимофей был оставлен в Ефесе, с целью приготовления его в епископа сему
городу. Это путешествие aп. Павла закончилось его узами в Риме: из посланий,
написанных св. Павлом в этом городе (к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону,
в 62—63 г.), видно, что Тимофей находился в Риме, и, вероятно,
разделял его узы (Евр. XIII, 23). В приветствиях к этим посланиям стоит
имя Тимофея с именем ап. Павла. Так, в послании к Филиппийцам Павел
и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым, находящимся в Филиппах (I,
1). Это послание, вероятно, было написано св. Тимофеем со слов ап. Павла.
Приветствие в посланиях к Колоссянам начинается так: «Павел, волею апостол
Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (I, 1), а послание к Филимону: «Павел,
узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному» (ст. 1).
По освобождении из римских уз, ап. Павел посетил многие малоазийские
церкви, был в Милете (2 Тим. IV, 20) и, полагают, что в это время он
рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В епископский сан св. Тимофей
был поставлен сравнительно в молодых летах (30—35 л.
1 Тим. IV, 12), но его посвящение в святительский сан, по словам ап.
Павла,
предшествовали пророчества о нем (I Тим. I, 18) и самое возведение в
епископа было совершенно по предварительном исповедании веры св. Тимофеем
(1 Тим. VI, 12), с возложением рук священничества (1 Тим. IV, 14). По
пути в Македонию ап. Павел убеждал Тимофея остаться в Ефесе для увещания
некоторых лжеучителей (1 Тим. I, 3), чтобы они не учили иному (отличному
от преподанного апостолом) учению и не занимались баснями и родословиями
бесконечными (которые производят больше споры, нежели преподают Божие
назидание в вере (1 Тим. I, 4). Не ограничиваясь устными наставлениями,
ап. Павел счел нужным написать юному епископу пастырское Послание (первое),
в котором дает своему любимому ученику наставления, как он, как епископ,
должен вести себя и относительно обязанностей его пастырского служения.
Из выражения в послании (1 Тим. III, 14): «Сие пишу тебе надеясь вскоре
придти к тебе», для более подробных наставлений в надлежащем прохождении
великого служения церкви Христовой (1 Тим. III, 5), видно, что апостол
надеялся быть в Ефесе, но путешествие св. Павла в Ефес не состоялось,
о чем у него было предчувствие (1 Тим. III, 15). Во время вторых Римских
уз, ап. Павел, предчувствуя свою близкую кончину (2 Тим. IV, 21), пишет
к св. Тимофею второе, предсмертное послание, за несколько месяцев до
своей кончины, в 66 или 67 г. (и приглашает его к себе «Постарайся придти
ко мне, скоро» (2 Тим. IV, 9); «ускори придти ко мнe до зимы» (2 Тим.
IV, 21); из книг св. Писания невидно, был ли св. Тимофей пред кончиной
ап. Павла в Риме. Некоторые думают, что св. Тимофей разделял темничное
заключение с своим учителем. Апостол языков усечен был мечом (29 июня.
66 или 67 г.), а Тимофей, освобожденный от уз, возвратился в Ефес, в
коем святительствовал 15 лет и пастырское свое служение запечатлел мученичеством
в 95 г., в праздник Дианы. Язычники за строгое обличение их нечестия
побили св. Тимофея камнями (между 81—96 годами). Останки
св. Тимофея впоследствии вместе с мощами евангелиста Луки и ап. Андрея
в царствование императора Констанция были перенесены (в 361 г.) в Константинополь
и положены в церковь св. апостолов (Феодор чтец, Церковная История, кн.
2., гл. 61). Память ап. Тимофея в православной церкви 22 янв. и в соборе
70 апостолов 4 января. У католиков празднуют св. Тимофею 24 января.
_____________________
[1] «Это сделал св. Павел, — говорит
Иоанн Златоуст, — для того, чтобы слушатели имели более доверия к Тимофею
и
он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание. И сам он, а также
и Тимофей, знал причину этого дела, но ученикам не сказал. Действительно,
если бы они узнали, что Тимофей обрезался для того, чтобы уничтожить
обрезание, то совершенно не стали бы слушать его проповеди и погибла
бы вся польза, а теперь неведение принесло им величайшую пользу. Полагая,
конечно, что Павел сделал это как хранитель закона, иудей благосклонно
и охотно принимал и его учение. А принимая мало помалу учение его и утверждаясь
в нем, они оставили древнее (т. е. обрезание) чего не случилось бы, если
бы они в самом начале узнали причину». (Творения свт. Иоанна Златоуста.
Спб., т. X, стр. 759).
Православный собеседник, 1906. т.1. с. 374—378.
|