Святой апостол Зина.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Зина.

Во всех известных списках 70 Апостолов Зина включается в их число. Скудны сведения о сем Апостоле. В греческих Минеях (Синаксарь Никодима под 27 сентября) сказано: «Зинон, это тот самый законник — Зина, о котором пишет блаженный Павел в послании к Титу, говоря: Зину законника и Аполлоса скоро предпосли (III, 13). Ап. Петр поставил его епископом Диосполя… Сей, т.е. ап. Зина, был жилищем Св. Духа и многих освободил от тьмы идолослужения». Далее в выноске замечено, что Дорофей, в своей книге (Δοδεκα βιβλον) говорит, что город Лидда, находящийся недалеко от Эммауса, называется Диосполем, и что Зина описал жизнь св. ап. Тита (Синаксарь Никодима, 27 сент. 95 стр.). В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского о св. Зине написано: «Зина святый, глаголемый законник, се есть, закона Моисеева учитель, его же Павел святый, в послании к Титу воспоминает: Зину законника предпосли мне; бысть епископ в Диосполе» (4 янв.). В Синаксаре славянском (Киев, 1874): св. Зина от Апостола Павла (Послание к Титу III, 13) именуется законником или учителем закона Моисеева. По преданию бе епископ Диосполя,. иначе Лидды Палестинской, проповедью благовестия приведе многих к вере Христовой» (Сентябрь. 32 л.). В Библейском Словаре протоиерея 0. Солярского о св. Зине сообщается, что он один из 70 апостолов, ученик и сотрудник св. ап. Павла. Около 64 года, когда св. Павел писал свое послание к Титу, Зина трудился вместе с ним (с Титом) в Крите и св. Павел желает видеться с ним (Зиною) в Никополе, приморском городе Эпира, названном так по случаю победы Августа над Антонием. По преданию, записанному в позднейшее время, Зина был епископом Лидды или Диосполя» (Библ. Словарь т. 2. стр. 36). Епископ Феофан в толковании на Послание к Титу пишет: «Зина законник только здесь поминаемый, потому что хорошо изучил и знал закон, получил такое прозвание; оно удержалось при нем и по обращении (в христианство). Относительно Зины и Аполоса пишет св. Павел: „Скоро предпосли“. Предпосли (значит) или дальше поскорее проведи их, или поскорее ко мне пришли — прежде себя, не дожидаясь, когда я позову тебя. И в том и в другом значении употреблял уже сие слово св. Павел: в первом смысле, когда „уповал римлянами“ проводитися в Испанию (Римл. IV, 54), во втором, когда писал к Коринфянам проводить к себе Тихика (I Кор. XVI, П). В первом случае получим такую мысль: Зина и Аполлос были уже при св. Павле. Имея нужду, по делу проповеди, послать их куда-то может быть в Ахаию, он по обстоятельствам, направил их туда чрез Крит, и пишет Титу, чтобы он не задерживал их, а препроводил далее поскорее, снабдив их всем нужным. При этом можно предположить, что послание к Титу было отправлено с ними, или они отправлены с относителем послания, а может быть и писано было сие послание по поводу направления их этою дорогою. Во втором случае будет такая мысль: Зина и Аполлос были в Крите и трудились там в проповеди Евангелия до прибытия туда ап. Павла. Отправляясь из Крита, Апостол оставил их там продолжать дело проповеди в той местности, где сам находился; пишет к Титу, чтобы поскорее послать их к нему, прежде чем сам будет позван, тотчас по получении сего послания». (Толкование пастырских посланий. Москва. 1882 г. 136 стр.). В посланий Коринфян (какое признается неподлинным) к ап. Павлу упоминается пресвитер Зина (58), но он, без сомнения, лицо (если только исторически существовавшее) отличное от св. Зины (или Зинона), единого от 70. Память св. ап. Зины в православной церкви совершается 27 сентября вместе с Марком и Аристархом, а также 4 января в Соборе св. 70 апостолов, но особой службы св. Зине нет. (О св. Зине, см. архиеп. Димитрий, Собор св. 70 апостолов, вып. 2-й, стр. 258–266).

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 555–557.