Как произошло, что, когда Константин усиливал христианство,
соправитель Константина Лициний воздвиг на христиан гонение.
Помышляя о Христе, царь Константин все совершал как христианин:
созидал церкви и обогащал их драгоценными вкладами, а храмы языческие запирал,
либо разрушал, и находившиеся в них статуи выставлял на позорище. Напротив,
соцарственник его Лициний, быв напитан мнениями языческими, ненавидел христиан,
и если, боясь царя Константина, не смел воздвигнуть на них явного гонения,
зато многим строил козни тайно. Иногда решался он наносить им вред и открыто;
но то были гонения местные. Сим ограничивался Лициний; это только состояло
в его власти. А когда в том или другом случае поступал он тирански, то отнюдь
не укрывался от Константина, и зная, что Константин на него досадует, прибегал
к самооправданию. Прислуживаясь ему, он обольщал его притворною дружбою
и многократно клялся, что не будет замышлять ничего тиранского, но клянясь,
в то же время был и вероломен, потому что не оставлял мысли о тиранстве
и намерения преследовать христиан. Он поставил закон, чтобы епископы не
сближались с эллинами и чрез то не представляли повода к распространению
христианства. То было гонение вместе и явное и тайное: словами оно прикрывалось,
а на деле становилось открытым. Гонимые подвергались невыносимым бедствиям
и со стороны тела, и со стороны имуществ.
|