О споре Ария с епископом Александром
После Петра, который, будучи епископом александрийским,
мученически умер в царствование Диоклетиана, епископский престол занят
Ахиллом; а после Ахилла, во время упомянутого мира, на епископский престол
воссел Александр. Живя вне опасности, он собирал Церковь и иногда, в
присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно
богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица
есть в Троице единица. Один подчиненный ему пресвитер, Арий, человек
не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия
ливийского, из любопрения [24] уклонился к мнению,
прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо
предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то рожденный
имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына,
и необходимо следует, что Сын имеет свою личность, из небытия [25].
____________________________
[24] По мнению некоторых церковных
писателей, пресвитер Арий, занимавший весьма высокое положение в
александрийской церкви и пользовавшийся большим авторитетом среди
клира и паствы, рассчитывал занять место александрийского епископа
после смерти Ахилла в 316 г. После избрания Александра Арий стал
искать любой предлог, чтобы подорвать позиции нового александрийского
епископа. Кроме того, выступление Ария в 318 г. было, возможно, связано
с ростом недовольства пресвитеров посягательствами епископской власти
на их права. Неудивительно, что учение Ария поддержала значительная
часть александрийского
клира.
[25] В ответ на обвинение в савеллианстве епископ Александр
упрекнул Ария в том, что тот воспроизводит учение Павла Самосатского, знаменитого
антитринитария сер. Ill в. /он был антиохийским епископом, смещенным императором
Аврелианом/, который считал Христа простым человеком, приобретшим божественность
путем самоусовершенствования, и который пытался интерпретировать важнейшие идеи
христианства в духе аристотелизма. В этом упреке была доля истины, тем более,
что, очень возможно, Арий получил геологическое образование в Антиохии в школе
Лукиана, мученически погибшего во
время Великого гонения 303—313 гг. Очевидно, именно от Лукиана Арий
унаследовал хорошее знание категорий аристотелевской метафизики, идею абсолютной
трансцендентности Бога, требование буквального толкования Библии и принципы строгой
нравственной
жизни.
|