О том, что на Собор царь вызвал и новацианского епископа
Акесия
Ревность царя побуждает меня упомянуть и о другом обстоятельстве,
показывающем, как сердце его заботилось о мире. Имея попечение о церковном
единомыслии, он призвал на Собор и епископа новацианской секты [52] Акесия,
и как скоро символ веры был написан Собором и подписан, спросил его, согласен
ли и он с этой верой и с определением касательно праздника Пасхи. На это
Акесий отвечал: «Постановленное Собором, государь, нисколько не ново; так
веровали и прежде, с самого начала: символ веры и время празднования Пасхи
я принял от времен апостольских». А когда царь опять спросил, для чего же
отделился он от общения, тот упомянул о событиях в годы гонения [53]Деция
и произнес формулу старого своего правила, что согрешившие после крещения,
каковой грех божественное Писание называет грехом смертным, не должны быть
допускаемы к участию в божественных таинствах, но должны быть располагаемы
к покаянию и надежду отпущения получать не от иереев, а от Бога, имеющего
силу и власть отпускать грехи. Когда он сказал это, царь отвечал: «Поставь
лестницу, Акесий, и взойди один на небо». Об этом не упомянул ни Евсевий
Памфил, ни кто другой. Но я слышал это от человека, никак не обманывавшегося,
— от глубокого старца, когда он рассказывал о событиях на Соборе. Догадываюсь,
что умолчавшие о сем обстоятельстве находились в тех же условиях, в каком
находятся многие писатели историй, то есть, они часто делают пропуски либо
по неудовольствию к кому-нибудь, либо по благорасположению. Но довольно
об Акесии.
____________________________
[52] Новацианство — еретическое течение,
основанное в 251 г. карфагенским пресвитером Новатом, который выступил
против принятия в лоно церкви тех, кто
отрекся от нее во
время гонений.
[53] 250—251 гг. при императоре Деции
/248—251/.
|