О монахе Евтихиане
Слышал я и о боголюбезном муже Евтихиане, который процветал
в те же времена и, принадлежа к церкви новацианской, совершал подобные сказанным
чудеса. Но кто мне повествовал о нем, скажу определенно, не буду скрывать,
хотя и не понравлюсь кому-нибудь. Был некто глубокий старец, Авксанон, пресвитер
новацианской церкви. Он-то, еще в раннем возрасте находившийся на Соборе
вместе с Акесием, рассказал мне все, что касалось Акесия. Авксанон от тех
времен дожил до царствования Феодосия Младшего [55] и,
когда я был еще очень молод, повествовал мне об Евтихиане и много беседовал
об обитавшей в нем Божией благодати. Одно достопамятное событие произошло,
говорил он, в царствование Константина. Некто из числа телохранителей, которых
Константин почитал своими домашними, подвергшись подозрению в тиранстве,
убежал. Царь разгневался и приказал умертвить его, где бы он ни был отыскан.
Быв найден в Вифинии близ Олимпа, беглец был закован в тяжелые оковы и заключен
в темницу. В то время около горы Олимпа находился и Евтихиан, совершая подвиг
уединенной жизни и врачуя тела и души многих приходивших к нему людей. При
нем был и многолетний старец Авксанон, тогда еще юноша, учившийся монашескому
житию. К этому Евтихиану многие приходили и просили его освободить узника
чрез свое ходатайство пред царем, потому что до слуха царя дошли совершаемые
им чудеса. Евтихиан охотно обещался идти к царю; но так как узник от своих
уз терпел нестерпимую боль, то просившие за него говорили, что смерть, угрожаемая
самыми узами, предварит и назначенную царем казнь, и ходатайство за него.
Евтихиан послал просить стражей об освобождении человека, но когда те отвечали,
что, освободив его, они подвергнутся беде, пустынник сам, в сопровождении
Авксанона, явился у темницы. Однако стража не соглашалась отворить ее. Тогда
обитавшая в Евтихиане благодать обнаружилась яснее: двери темницы отверзлись
сами собою несмотря на то, что ключи от нее находились у стражей. Евтихиан,
вместе с Авксаноном, вошел, — и, к удивлению многих присутствовавших, узы
с узника спали также сами собою. После сего он, в сопровождении Авксанона,
отправился в древнюю Византию, названную потом Константинополем, и, принятый
во дворце, избавил от смерти человека, ибо царь, из уважения к сему мужу,
охотно согласился на его просьбу.
Это случилось уже впоследствии; а тогда бывшие на Соборе
епископы, написав и другие постановления, которые обыкновенно называли они
правилами, возвращались опять в свои города. Для читателей любознательных,
думаю, приятно будет, если я перескажу здесь самые имена собравшихся в Никее
епископов, какие можно было узнать, а также если упомяну, из которой епархии,
либо города приехал каждый епископ, и означу время, когда они собрались.
Осия, епископ кордовский из Испании; Витон и Викентий, римские пресвитеры;
Александр египетский; Евстафий, епископ великой Антиохии; Макарий Иерусалимский,
Гарпократион, епископ Кинополиса и прочие, имена которых вполне значатся
в сборнике александрийского епископа Афанасия. Что же касается до времени
Собора, то самая повестка его показывает, что он состоялся в консульство
Павлина и Юлиана, в двадцатый день месяца мая; а это был 636-й год от Александра,
царя македонского [56]. Так окончился никейский Собор.
Надобно знать, что после Собора царь отправился в западные области империи [57].
____________________________
[55] Тo есть до времени самого Сократа.
Феодосии II /Младший/
правил с 1 , мая 408 г. по 28
июля 450 г.
[56] Никейский собор происходил с конца мая
по конец июля 325 г.
[57] К западным областям относились диоцезы /округа/ Британия,
Галлия, Испания, Африка, Италия и Иллирия; к восточным — диоцезы Дакия, Македония,
Фракия, Азия, Понт,
Египет и Восток /совр. Палестина и Сирия/.
|