Как и царь Константин, разрушив капища язычников, в разных
местах создал много церквей.
После сего царь, показывая еще более заботливости о делах
христиан, совершенно отверг богослужение язычников. С этого времени запретил
он единоборство и начал вносить в храмы (богов) собственные изображения.
А когда язычники говорили, что Нил поднимает свои воды и орошает Египет,
повинуясь Серапису [64], потому что нилометр [65] вносили
они в храм Сераписа, то Константин приказал перенести его в церковь александрийскую.
И хотя языческая хвастливость утверждала, что, по воле разгневанного Сераписа,
Нил не поднимет вод своих, однако же наводнение и в следующем году, и после
того было, как и теперь. Таким образом, самое дело показало, что разлив
Нила зависит не от языческого обряда, а от воли Промысла. В то самое время
сделали набег на Римскую землю варвары, то есть сарматы и готы, но предложения
царя касательно церквей не нашли в этом никакого препятствия. Он показал
приличную заботливость о том и другом деле. Веруя в трофей христианства,
варваров разбил он столь сильно, что отнял у них право на получение и того
золота, какое обыкновенно выдавали им прежние государи [66].
Мало того, претерпев неожиданное поражение, они тогда в первый раз приняли
спасавшую Константина христианскую веру [67]. А между
тем созидал он и другие церкви, и одну у так называемого мамврийского дуба,
где, по свидетельству священного Писания, Авраам принял в гости ангелов [68].
Узнав, что у мамврийского дуба поставлены жертвенники и приносятся языческие
жертвы, царь укорял в своем послании кесарийского епископа Евсевия и повелел
жертвенник ниспровергнуть, а подле дуба создать дом молитвы. Другую церковь
приказал он построить в Илиополисе финикийском по следующей причине: жители
Илиополиса в древности имели у себя законодателя; какого был он нрава, не
знаю, хотя его нрав виден уже из нравственности города. Отечественный закон
повелевал быть у них общим женам. Поэтому дети в их стране носили значение
неопределенное, ибо между родителями и детьми не было никакого различия.
Дев отдавали они для любодеяния приходившим туда иностранцам. И этот обычай
шел у них из древности. Все это царь старался уничтожить. Истребляя мерзость
постыдных дел законом честности, он привел это племя к самосознанию, построил
ему церкви, приказал рукоположить епископа и священный клир, и таким образом
умерил злонравие илиополисцев. То же почти сделал он и в Афаке ливанской,
то есть, разрушив капище Афродиты, истребил совершавшиеся там невыразимо
бесстыдные пороки. А что уже говорить о том, как он изгнал из Киликии пифонского
демона [69], приказав разрушить до основания дом, в котором
этот демон имел пребывание? Любовь царя к христианству была столь велика,
что перед наступлением персидской войны, устроив из пестрой ткани палатку,
представлявшую подобие церкви, он приказал носить ее за войском, как некогда
делал Моисей в пустыне, чтобы в местах самых пустынных иметь удобоприготовляемую
храмину для молитвы. Впрочем, война тогда далеко не пошла; страх, внушаемый
царем, скоро угасил ее. А что царь заботился и об основании городов и что
городами сделал многие селения, как, например, Дрепану городом, соименным
матери, а палестинскую Констанцию, по имени своей сестры Констанции, — о
том писать здесь, думаю, неуместно, ибо мы не предполагали перечислять дела
царя, не относящиеся к христианству, но намерены были упоминать только о
тех, которые касались церквей. Итак, славные подвиги царя в ином роде, как
предметы, требующие особенного занятия, я оставляю другим, которые могут
описывать их; и мне пришлось бы молчать, если бы в Церкви не возникло разделений
и беспокойств. Когда предмет не представляет событий, говорить не нужно.
Но так как диалектика и суетное обольщение возмутили и рассеяли апостольскую
веру христианства, то, чтобы события в Церквах не пришли в забвение, — я
счел долгом передать их в сочинении, ибо сведение о них, вознаграждаясь
похвалою от многих других, и самого сведущего делает осмотрительнее; оно
научает его не колебаться, когда в рассказ вкладывается какое-либо пустословие.
____________________________
[64] Серапис — эллинистический бог плодородия,
мертвых, явлений
природы, повелитель наводнений, бог
города Александрия.
[65] Нилометр — прибор для измерения уровня воды в Ниле, имевший
культовое значение.
[66] Сарматы — коченое племя, жившее в Северном Причерноморье,
готы — германское племя, также обитавшее в Северном Причерноморье. Сарматы и готы
были разгромлены на Дунае в 332 г. Константин поселил сарматов в придунайских
провинциях и в Северной Италии, а германцев
— в Паннонии.
[67] Интересно, что первыми распространителями христианской
веры среди варваров оказались сосланные в балканские и придунайские провинции
арианские
епископы.
[68] Бытие, XVHI.
[69] Пифонский демон — чудовищный змей, рожденный богиней земли
Геей и убитый
Аполлоном, или же, что более вероятно, сам Аполлон.
|