Первая Пасха
Призвание Матфея (Матф. 9:9-17; Марк. 2:13-22; Луки 5:27-39)
Об этом повествует как сам Матфей, так и другие два Евангелиста Марк и Лука, причем только Матфей называет себя этим именем, а другие Левием. Выйдя из дома после совершенного Им чуда исцеления расслабленного, Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин, или податей, по имени Матфей, или Левий, и сказал ему: «Следуй за Мною». И тот тут же встал и последовал за Иисусом. Надо бы добавить, что мытари, или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, так как взимали с народа подати в пользу римского правительства. К тому же право на это взимание податей они брали на откуп у римского правительства, и в своей непомерной жажде к наживе взимали с народа больше, чем следовало, почему и заслуживали к себе общую ненависть.
Такова сила слова Господа, что мытарь, человек зажиточный и жадный, бросил
все и последовал за Ним, не имевшим где и голову приклонить.
Но это доказывает вместе с тем, что грешники, сознающие свой грех
и готовые искренне раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем гордящиеся
своей мнимой праведностью фарисеи. Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил
к себе в дом Иисуса и Его учеников и устроил им угощение.
По восточному обычаю, приглашенные на обед или ужин не сидели
за столом, а возлежали вокруг невысокого стола на особых приставных
скамьях или диванах, облокотившись левой рукой на подушку. Туда же,
видимо, пришли и товарищи Матфея по сбору податей, другие мытари
и грешники, по понятиям фарисеев, и возлегли с Иисусом
и учениками Его за одним столом. Это-то и дало повод фарисеям
осудить Господа за такое сближение с грешниками. «Для чего
Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» — обратились
они к ученикам Иисуса. Св. Златоуст поясняет эти слова так: «Клевещут
перед учениками на Учителя с худым намерением, желая отвлечь учеников
от Учителя», поскольку набрасывают на Господа тень, как
на ищущего дурного общества. «Не здоровые имеют нужду во враче,
но больные», ответил на эти наветы Иисус. Смысл
этих слов в том, что не чувствуют нужды в Спасители мнимые праведники,
каковы фарисеи, но чувствуют эту нужду грешники. Место врача у постели
больного, как бы говорит Господь, Мое место возле тех, кто
болит сознанием своих духовных немощей, и Я с ними, с мытарями
и грешниками, как врач с больными. «Идите научитесь, добавляет
Господь, что значит: Милости хочу, а не жертвы?» Фарисеи
считают, что праведность заключается в принесении установленных законом
жертв, но при этом они забывают слова Божьи, сказанные устами пророка
Осии: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения
более, чем всесожжений» (Осии 6:6). Господь имеет в виду, что
жертвоприношения и все формальное благочестие без любви к ближним,
без дела милосердия ничего не стоит в глазах Бога. «Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию»,
или, иными словами, Господь пришел для того, чтобы грешники покаялись и исправились,
Он пришел призвать к покаянию не тех, кто считает себя праведником
и воображает, будто ему не в чем каяться, но тех, кто смиренно
сознает себя грешником и просит у Бога милости. Правда, Господь пришел
спасти всех, в том числе и мнимых праведников, но пока они не оставят
мечтания о своей праведности и не сознают себя грешниками, призвание
их будет бесплодно, и спасение для них невозможно.
Потерпев в этом поражение, фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа, и в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые, как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью к Его все более возрастающей славе. Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучал учеников своих к таким же строгим постам. Вероятно, в это время он был уже в темнице, и ученики его еще усилили по этому поводу свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и вот они спрашивают у Господа: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» На это Господь отвечает им словами их же учителя: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Это значит: ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя другом Жениха, которому надлежит радоваться; поэтому Мои ученики, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост, как выражение скорби, печали. Когда наступят для этого другие дни, и они останутся в мире одни, тогда и будут поститься. В память этих слов Господа наша святая Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкавшей к посту св. Четыредесятницы, и пост по средам и пятницам, именно в те дни, когда отнялся у нас Жених дни предательства, Его страданий и крестной смерти. Говоря, что для Его учеников еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль словами: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то, и другое».
По толкованию св. Златоуста, новая заплата и молодое вино это строгий пост, строгие требования вообще, а ветхая одежда и старые мехи это немощность, слабость учеников, еще не подготовленных к несению больших подвигов. Господь имеет в виду следующее: Я нахожу неблаговременным налагать на Моих учеников, еще слабых, пока они не обновлены, не возрождены благодатью Святого Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей. Здесь Господь защищает Своих учеников от нареканий с истинно отеческой любовью и снисхождением к ним.
|