Вторая Пасха
Молитва «Отче наш»
Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, Сам
Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом,
мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу братьями,
и молимся не только от себя и за себя, но и от всех
лиц, всего человечества. Произнося слова «Сущий на Небесах»,
мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем
в мир горний. «Да святится Имя Твое» значит: Да будет
Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами,
и делами своими Имя Божье. «Да придет Царство Твое» — то есть
Царство Мессии Христа, о котором мечтали иудеи, неправильно, правда, представляя
себе это Царство; но здесь мы молимся, чтобы Господь воцарился в душах
всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни
вечной и блаженной, в общении с Ним. «Да будет
воля Твоя и на земле, как на небе» — то есть
пусть все свершается по всеблагой и премудрой воле Божьей и пусть
мы, люди, так же охотно исполняем волю Божью на земле, как исполняют
ее ангелы на небе. «Хлеб наш насущный дай нам на сей
день» — значит, дай нам на сегодня все, что необходимо
для тела; что будет с нами завтра, мы не знаем, мы нуждаемся
только в «насущном». то есть ежедневном, необходимом
для поддержания нашего существования. «И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим» — эти слова поясняются
св. Лукой в его Евангелии (11:4) так: «И прости нам
грехи наши». Грехи это наши долги, потому что, греша,
не исполняем мы должного, а потому становимся должны Богу и людям.
Под долгами следует также понимать всё то доброе, что мы могли бы
сделать, но не сделали по своей лени или самолюбию.
Таким образом, понятие долги шире понятия грехов, как прямых нарушений
нравственного закона. Просьба о прощении долгов с особой силой
внушает нам необходимость прощать нашим ближним все причиненные нам обиды,
поскольку, не прощая другим, мы не смеем просить Бога о прощении
наших долгов перед Ним и не смеем молиться словами молитвы Господней.
«И не введи нас во искушение» — здесь
мы просим
Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно
и необходимо. «Но избавь нас от лукавого» —
от всякого зла и от виновника его дьявола. Молитва
заканчивается уверенностью в исполнении просимого, так как все в этом
мире Богу принадлежит: вечное царство, бесконечное могущество и слава.
В переводе с еврейского слово «Аминь» означает «Так,
действительно, истинно, да будет». Оно произносилось молящимися
в синагогах в подтверждение молитвы, произнесенной старшим.
Учение Господа о посте, который тоже должен быть исполнен для Бога, а не для похвалы людской, ясно свидетельствует о том, насколько неправы те, кто говорит, будто Господь не предписывал Своим последователям поститься. Постясь же, не следует так изменять своего наружного вида, чтобы этим привлекать к себе внимание, а появляться перед людьми таким же, как и всегда; на Востоке было принято, совершив мытье тела, умащиваться маслом, особенно голову; фарисеи же в дни поста не умывались, не расчесывали волос и не мазали их маслом, привлекая к себе всеобщее внимание своим необычным видом, что и порицает Господь.
|