Вторая Пасха
Вечное сокровище
С 19-го стиха 6-й главы св. Матфей описывает в своем Евангелии то, как Господь учит нас искать, прежде всего, Царствия Божья и не отвлекаться от этого искания другими заботами, не заботиться о приобретении земных, недолговечных, сокровищ, которые легко подвергаются порче и уничтожению. Имеющий подобное сокровище постоянно пребывает с ним своими мыслями, желаниями и чувствами; поэтому христианину, который должен быть всем сердцем своим на небе, не нужно увлекаться земными стяжаниями, но стремиться к приобретению небесных сокровищ, чем являются добродетели. Для этого необходимо беречь сердце свое, как зеницу ока. Мы должны оберегать сердце свое от земных страстей, чтобы оно оставалось чистым и не переставало быть для нас проводником духовного, небесного света, как глаза являются проводником света физического. Тот, кто намерен служить одновременно и Богу, и Маммоне (Маммона сирское божество, покровитель земных богатств; олицетворение земных сокровищ), подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные, до противоположности, характеры и предъявляющим разные, до той же противоположности, требования; и в этом случае, одного он «Будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Матф. 6:24)
Господь ведет нас к небесному и вечному, а богатство к земному
и тленному, поэтому, чтобы избежать такой двойственности, мешающей делу
вечного спасения, необходимо отказаться от чрезмерных и излишних,
беспокойных и томительных забот о пище, питье и одежде тех
забот, которые поглощают все наше время и внимание и отвлекают нас
от забот о спасении души. Ведь если Бог так заботится о неразумной
твари, давая пищу птицам и роскошно одевая полевые цветы, то тем
более не оставит Он без всего необходимого и человека, созданного
по образу Божью и призванного быть наследником Его Царства. Вся наша
жизнь в руках Божьих и не зависит от наших попечений: можем ли
мы, например, сами прибавить себе росту хотя бы на один локоть?
Однако, все это, отнюдь, не значить, что стоит оставить все заботы вообще
и предаться праздности, как истолковывали это место Нагорной проповеди
некоторые еретики. Труд заповедан человеку Богом еще в раю, до грехопадения
(Быт. 2:15), что подтверждено вновь при изгнании Адама из рая (3:19).
Осуждается не труд, а чрезмерная и гнетущая забота о будущем,
о завтрашнем дне, который не в нашей власти и до которого
еще надо дожить. Указана лишь степень ценностей: «Ищите же прежде
Царства Божья и правды Его», и в награду за это
Господь Сам позаботится о нас, чтобы мы имели все необходимое для
земной жизни, и мысль об этом не должна мучить и угнетать
нас, как неверующих язычников. Эта часть Нагорной проповеди (Матф. 6:25-34)
представляет нам замечательную картину Промысла Божья, пекущегося о Свой
твари. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам
будет заботиться о своем» — то есть завтрашний
день не в нашей
власти, чтобы мы заботились о нем, поскольку даже не знаем,
что принесет он с собой: может быть, такие заботы, о которых
мы не думаем и не думали.
|