Вторая Пасха
Учение Господа Иисуса Христа в притчах
О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.
Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном
переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы,
для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий
прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах,
взятых из повседневного
быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи. Притчи, изложенные
в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах
у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом
при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось
войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже
из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского
озера («моря»)
Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам». Притчи Господа это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.
На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.
В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.
Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)
В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.
«Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет», неоднократно повторяет Господь в разных частях Евангелия (для прим. Матф. 13:12, 25:29; Луки 19:26 и т. д.). Смысл этого присловья в том, что богатый при усердии богатеет более и более, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с уже дарованным вам знанием тайн Царствия Божья можете все глубже и глубже проникать в эти тайны, понимать их все совершеннее. Народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, какое еще сохранилось в нем, если бы при откровении подобных тайн не дать в помощь ему приточную речь, много более пригодную для народа. Св. Златоуст объясняет это так: «Тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет».
У того, чей ум омрачен, а сердце огрубело в грехе так, что он не понимает Слово Божье, это Слово, ложится на поверхность ума и сердца, не пустив корней, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый сатана или демон легко его похищает, делает бесплодным услышанное. Каменистую почву представляют собой те, кто увлекается проповедью Евангелия, как приятной новостью, порой даже искренне и чистосердечно, находя удовольствие в проповеди, но сердцем холодные, твердые и неподвижные, как камень. Такие не в силах ради требований евангельского учения изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов и вести борьбу с искушениями, претерпевая скорби и лишения за истину евангельского учения. В борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию. Под тернистой почвой подразумеваются сердца людей, опутанных страстями: к богатству, к наслаждению, к благам мира сего вообще.
Под доброй же и плодоносной землей подразумеваются люди с добрым
и чистым сердцем, которые, услышав Слово Божье, твердо решили сделать
его руководством своей жизни и творить плоды добродетели. «Виды
добродетели различны, как различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж.
Феофилакт).
Притча о плевелах (Матф. 13:24-30)
«Царство Небесное» это земная церковь, основанная
Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна
человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все
люди спали» — то есть ночью, когда дела могут совершаться
тайно от всех, здесь указано на коварность
врага, — «пришел враг его [человека] и посеял
между пшеницею плевелы и ушел». Плевелами называют сорные травы,
которые, пока малы, похожи всходами своими на пшеницу, а когда уже
вырастут и начинают отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено
с опасностью для корней пшеницы. Учение Христа сеется по всему миру,
но и дьявол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной
ниве мира живут все вместе: и достойные сыны Отца Небесного (пшеница),
и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит последних, оставляя до «жатвы»,
то есть до Страшного суда, когда жители Ангелы Божьи соберут «плевелы» и ввергнут
их в печь огненную на вечные адские муки. «Пшеницу» же
Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Свое Царствие
Небесное, где праведники воссияют, как солнце.
Притча о невидимо растущем семени
(Марк. 4:26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, брошенное однажды в землю, неприметно
растет само собой. Внутренний процесс этого неуловим и необъясним; как вырастает
из крошечного семени целое растение, — никто не знает. Точно также неуловимо
и необъяснимо религиозное преображение души человеческой, совершаемое силой
благодати Божьей.
Притча о зерне горчичном
(Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19)
На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божья, по-видимому, мало и не славно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в царство великое и всемирное. Златоуст говорит: «Сей притчей, Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были бессильнее всех, всех более уничиженные, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то она (проповедь), распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая вначале, неприметная для мира, распространилась так на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под ее сенью. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более
охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.
Притча о закваске
(Матф. 13:33-35; Марк. 4:33-34; Луки 13:20-21)
Точно такой же смысл имеет и притча о закваске. «Как закваска, говорит св. Златоуст, большому количеству муки сообщает свои свойства, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действенно объемлет постепенно все силы его духа и, освящая, преобразит их. Под тремя мерами некоторые понимают три силы души: ум, чувство и волю.
Притча о сокровище, скрытом в поле
(Матф. 13:44)
Человек узнал о кладе, зарытом в поле, которое не принадлежало ему. Чтобы
воспользоваться кладом, человек тот продает все, что имеет, покупает это поле
и вступает в обладание кладом. Подобную же драгоценность представляет для мудрого
и Царствие Божье в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у
себя подобный клад, последователь Христа жертвует всем, и отрекается от всего,
чтобы обладать им.
Притча о драгоценной жемчужине
(Матф. 13:45-46)
Смысл притчи тот же, что и в предшествующей: для приобретения Царства Небесного,
как высочайшей драгоценности, необходимо пожертвовать всем, всеми благами,
какими только обладаешь.
Притча о неводе, закинутом в море (Матф. 13:47-50)
У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море это мир, невод учение веры, рыбари Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.
Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божье, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили
Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми
книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное»,
да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно,
а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками
этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь
и«старое» пророчество и «новое» учение
Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди,
как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое,
пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники
Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым
Заветом, ибо истины и того и другого Богооткровенны.
О хозяине, хранящем новое и старое
(Матф. 13:51-52)
И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он
же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен
хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. |