Третья Пасха
Послание на проповедь 70 учеников (Луки 10:1-16)
Около этого времени, т. е. когда Господь решил отправиться в Иудею с тем,
чтобы навсегда уже оставить Галилею, так как приблизился час Его крестных страданий,
Он избрал и других 70 учеников, сверх избранных Им прежде
12-ти, и послал их по два, чтобы в глазах людей сильнее
было их свидетельство о Христе, во все те места, куда Он Сам
предполагал идти, чтобы они приготовили людей к Его приходу. Число 70 было
в почете у иудеев, как и числа 40 и 7. Синедрион
состоял из 70 членов. Имена всех этих 70-ти учеников с точностью
не известны. «Жатвы много, а делателей мало» — Самария
и Иудея еще мало оглашались проповедью Христовою, а между тем там
много было душ, созревших, подобно спелым колосьям для житницы Христа, для
Его Церкви. Наставления 70-ти ученикам напоминают далее во многом наставления,
данные прежде 12-ти Апостолам, о коих повествует св. Матфей в 10-й
главе своего Евангелия. Повторяется запрещение приветствовать встречающихся
на пути.
Это запрещение объясняется тем, что у восточных народов приветствие не выражалось, как у нас лишь легким поклоном или пожатием руки, но поклонами земными, объятиями, целованием и выражением при этом ряда разных благожеланий, что требовало довольно много времени. Этим запрещением Господь хотел внушить ученикам Своим, с какой поспешностью должны они обходить города и веси. Точно такое же наставление дал в свое время пророк Елисей ученику своему Гиезию, когда посылал его с жезлом своим воскресить сына вдовицы (4 Цар. 4:29). Под «сыном мира» разумеется мирный человек, готовый в сердце своем принять тот мир, которым будут приветствовать его вестники мира ученики Господни. Повелевая питаться тем, что предлагают, Господь предписывает ученикам приличествующую им нетребовательность и невзыскательность, а также отстраняет ту брезгливость, с какой иудеи относились к Самарянам, недостойную проповедников мира и любви. Заканчивает Свои наставления Господь угрозами кары Божией городам, в которых были явлены силы Его, но которые не покаялись, и указывает, какое большое значение для всех должна иметь проповедь Его учеников: отвергающий их отвергает Его Самого, а отвергающийся Его отвергается Пославшего Его, т. е. Бога-Отца.
|