my studies

История церкви, патрология, богословие...

Квинт Септимий Флоренс
Тертуллиан

Quintus Septimus Florens Tertullianus


Тертуллиан
Тертуллиан. Гравюра. XVI век.

 

Тертуллиан — первый значительный церковный писатель, который писал богословские сочинения на латинском языке.

 

Жизнь и деятельность

* До обращения

Тертуллиан родился в Латинской Африке, в Карфагене, около 155 года

Отец — римский центурион.

Получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой.

Занимался юриспруденцией.

    • В Корпусе Гражданского права императора Юстиниана («Дигесты») среди других римских юристов неоднократно цитируются высказывания и суждения некоего Тертуллиана. Большинство ученых идентифицируют этого римского юриста Тертуллиана с христианским богословом.

Известно, что Тертуллиан был женат.

* После обращения

Обращение (ок. 190—195 гг.)

Тертуллиан обратился в христианство в зрелом возрасте

Блаж. Иероним сообщает нам, что Тертуллиан вскоре стал пресвитером в Карфагене.

Уклонение от Церкви (ок. 202-203 гг.)

Тертуллиан стал склоняться к более суровой дисциплине монтанистов. По словам блаж. Иеронима, какая то обида со стороны римского клира явилась для этого поводом.

Монтанизм (ок. 207-208 гг.)

Тертуллиан открыто становится последователем Монтана

Собственная община

Под конец жизни Тертуллиан отказался от монтанизма и основал свою собственную общину. Его последователи существовали еще в пятом веке под именем тертуллианистов.

 

Кончина

Тертуллиан скончался после 220–го года. Точная дата смерти неизвестна.

 

Литературная деятельность

Известно 39 произведений, которые Тертуллиан создал на протяжении 193—220 гг. (8 из них потеряно)

Проф. Алэс (Adhomar d’ALEs) делит жизнь Тертуллиана на четыре периода:

    1. до священства (до 200 г.)
    2. в священстве (до 206 г.)
    3. полумонтанизм (до 212 г.)
    4. монтанистический (после 213 г.).

Следуя этому делению на периоды, ниже приводится список произведений Тертуллиана в хронологическом порядке:

Первый период
(5 книг)

Книга к другу-философу

    • Книга утеряна.

К мученикам (Ad martyres)

    • 6 гл.
      Дата написания — 197 г.
      Еще за несколько лет до издания эдикта императором Септимием Севером (196–211 гг.), которым воспрещалось открытое исповедание христианства, проконсул Африки Вигелий Сатурнин начал преследование христиан в своей провинции. Вследствие этого африканская Церковь подверглась серьезным гонениям.
      Тогда Тертуллиан и обратился к христианам со словом для укрепления их мужества. Он считает недопустимым всякое уклонение от мученичества.

К народам (Ad nationes)

    • Две книги.
      Дата написания — 197 г.
      Содержат философскую защиту христианства и нападки на язычество.
      Сходны с Апологетиком. Но в книгах опровергаются обвинения, возводимые на христиан, а в Апологетике доказывается юридически незаконность преследований и невозможность христианам защищаться.

Апологетик (Apologeticus)

    • 50 глав
      Дата написания — 197 г.(~217 г.)
      Апологетический трактат.

О свидетельстве души (De Testimonio animae)

    • 6 глав
      Дата написания — 197 г.

Второй период
(16 книг)

О зрелищах (De Spectaculis)

    • в соврем. переводе
    • в переводе Е. Карнеев
    • 30 гл.
      Дата написания — 198 г.
      В трактате обсуждается вопрос о недозволенности для христиан посещать языческие зрелища.
      Поводом к написанию явились знаменитые игры, которые давались по всей империи в 198 г. по случаю побед, одержанных Септимием Севером над противником.

Против Маркиона (Adversus Mardoneni), первая редакция

    • Книга утеряна.

О прескрипции (т.е. о давности) против еретиков (De praescriptione haereticorum)

    • Слово «прэскрипцио» на языке римских юристов означало такой довод против истца, который, будучи принят судьей, тотчас прекращал процесс и делал излишним обсуждение спорного вопроса по существу.
      Такой прескрипцией против всех вообще ересей служит их противоречие апостольскому преданию, сохраняемому Церковью. Раз доказано, что известное учение не согласно с преданием, этого достаточно, чтобы отвергнуть его, не входя в разбор частностей.

О молитве (De Oratione)

О крещении (De Baptismo)

    • в соврем. переводе
    • в переводе еп. Василия (Богдашевского)
    • 20 глав.
      Трактат, обращенный к оглашенным.
      Направлен против Квинтиллы, который учил, что крещение не является необходимостью.
      Здесь Тертуллиан выступает противником крещения младенцев (его свидетельство говорит о том, что крещение младенцев существовало во времена Тертуллиана и также ранее).

О терпении (De Patientia)

О покаянии (De Poenitentia)

    • 12 гл.

Об одежде женщин (De Virginibus velandis)

    • Две книги.

К жене (Ad uxorem libri II)

    • Две книги.
      Дата написания — 203–й г.

Против Ермогена (Adversus Hermogenem).

    • 45 глав.

Против Иудеев (Adversus ludeos)

    • 14 глав.

О достоинстве души

    • Книга утеряна.

Против Апеллеса (Adversus Apelle[tianos])

    • Книга утеряна.

О судьбе (De Fato)

    • Книга утеряна.

О рае (De Paradise)

    • Книга утеряна.

О надежде верных (De Spefidelium)

    • Книга утеряна.

Третий период
(13 книг)

О покрывале девственниц

    • 17 гл.
      Дата написания — 207–й г.
      Уже во времена апостольские возник вопрос: быть ли женщинам в собрании верующих с покрытой головой?
      Ап. Павел на этот вопрос для Коринфской Церкви ответил утвердительно.
      Но возникли несогласия — применять ли правило Апостола к одним замужним женщинам или также и к девушкам. Восточные Церкви подчиняли этому правилу и девушек. Западные же Церкви, и, в частности, Карфагенская, держались более снисходительной практики. Эта разница взглядов и стала причиной к написанию трактата, в котором Тертуллиан защищает восточный обычай.

Против Маркиона. Книги I-IV.

    • Вторая редакция.
      Дата написания — 207–208 гг.

О плаще

Против Валентиниан (Adversus Valentinianos).

    • 39 глав.
      Дата написания — 207–208 гг.)

О душе (De Anima).

    • 58 глав.
      Написано: 209 — 213 гг.

О плоти Христа (De came Christi).

    • 25 глав.
      Дата написания — 207 год.

О воскресении плоти (De Resurrectione carnis).

    • 63 главы.
      Написано: 209 — 213 гг.

Против Маркиона (Adversus Marcionem). Книга V-я

    • Написано: 207–208 гг.

Увещание к целомудрию

    • 12 гл.
      Дата написания — 207–й г.
      Написано для овдовевшего собрата, которого Тертуллиан старается отклонить от второго брака.

О венке (воина) (De Corona militis).

Скорпиак (Скорпиак, или противоядие от угрызения скорпионов)

    • (под скорпионами имеются в виду гонители, еретики)
      15 гл.
      Дата написания — 209 г.
      Трактат посвящен похвале мученичества.

Об идолопоклонстве (De Idolatria).

К Скапуле (Librum ad Scapulam).

    • 5 глав.
      Дата написания — 213–й год.
      Апологетический трактат, адресован проконсулу Африки.
      Говорит о гневе Божием, постигшем гонителей христианства.

Четвертый период
(6 книг)

О бегстве во время гонений

Против Праксея (Adversus Praxeam)

    • Здесь есть о Троице

О единоженстве

О посте

    • 17 глав.
      Дата написания — после 217 — 218 г.

Об экстазе

    • Сочинение утеряно.

О стыдливости

    • 22 главы.
      Дата написания: 222 — 223 г.

 

Библиография

На русском языке существуют три собрания сочинений Тертуллиана.

  1. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. М., "Прогресс", 1994. — 444 с.
  2. Творения Тертуллиана. Пер. Е. Карнеева. 4.1-4. С-Пб., 1847-1850.
  3. Творения Квинта Септимия Флорента Тертуллиана.
    Т.1. Апологетические сочинения / Пер. Н.Н. Щеглова. Киев, 1910.
    Т.2. Догматико-полемические сочинения / Пер. Н.Н. Щеглова. Киев, 1912.
    Т.3. Догматические творения / Пер. с пред. и прим. еп. Василия (Богдашевского). Киев, 1915
    (в составе "Библиотеки творений св. отцов и учителей церкви западных" книга 4).

 

Свидетельства:

Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т. к. они широко известны. Я сам встречал одного Павла, пожилого человека из итальянского города Конкордии, который в молодости был секретарем благословенного Киприана, в то время уже бывшего в почтенном возрасте. Он сам видел, что Киприан не проводил и дня без чтения Тертуллиана и часто говорил: «Дайте мне учителя», имея в виду Тертуллиана.

Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах.

Он создал труды, направленные против церкви: «О скромности», «О гонениях», «О постах», «О единобрачии», шесть книг «Об экстазе» и седьмую — против Аполлония. Говорят, что он дожил до глубокой старости и написал множество небольших работ, которые не сохранились до наших дней.

Иероним. О знам. мужах, 53

 

Как Оригена у греков, так и его [Тертуллиана] у латинян, конечно, нужно считать первым среди всех наших

Викентий Леринский (V в.). Наставление, 18


См. также: