my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Евфимий Зигабен

(Евтимий Зигавин, Зигаден)

[Εύφήμιος]
   [Euthymius Zigabenus (Zigadenus)]

(ум. после 1118)

Евфимий Зигабен — визант. богослов и экзегет. Евфимий жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Он получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако покинул мир, чтобы вступить в один из константинопольских монастырей. После пострига Евфимий продолжал заниматься лит. трудом.

 

Сочинения

Из экзегетич. работ Евфимия сохранилисьтолкования на Псалтирь,Четвероевангелие и на все послания.

Эти комментарии компилятивны по характеру, но представляют ценность как свод мнений свв. отцов.

Толковая Псалтирь

Своему сочинению о Псалтири Евфимий предпослал обширное введение, в к-ром говорится об обстоятельствах написания псалмов, об их нравств. и преобразовательном смысле и дается краткая история псалмов. Это введение отражает уровень экзегетич. знаний в ср.-век. Византии (в частн., все 150 псалмов — даже те, что не носят имя Давида, — Евфимий приписывает ему). Мнения древних толкователей Евфимий приводит, как правило, не называя их. Вообще его личный вклад в экзегетику, по оценке А. П. Лебедева, был невелик.

Комментарий к Новому Завету

Более самостоятельным представляется его комментарий к НЗ. Он пытался решить нек-рые экзегетич. трудности, напр.:

  • было ли три помазания Христа миром или два?
  • Где произошло отречение Петра: в доме Анны или Каиафы?
  • Почему Господь сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин 14:28)?

Во всех этих случаях Евфимий прибегает к собств. умозаключениям. В отличие от свт. *Иоанна Златоуста Евфимий насчитывает 2 помазания; вопрос о Петре решает гипотезой, что Каиафа и Анна жили в одном доме, а слова Спасителя в Ин:14 объясняет тем, что Он вынужден был учитывать степень понимания своих слов учениками.

Иногда Евфимий использовал в толковании Евангелий *аллегорический метод.

В целом «объяснения его кратки и сжаты; попытки примирить разногласия евангелистов часто очень удачны» (С. В. Троицкий).

Апокалипсис Евфимий не включил в свой комментарий, сомневаясь, по-видимому, в его подлинности (он говорит о нем как о «так называемом Откровении»).

Издания:

В рус. переводе:

Толковая Псалтирь,
К., 1883;

Толковое Ев. от Матфея,
К., 1886;

Толковое Ев. от Иоанна,
К., 1887;

Толкование пастырских посланий ап. Павла,
Тула, 1894;

Толкование Послания ап. Павла к Евреям,
Тула, 1897.

 

Migne. PG, t.128-31.

Отдельно изданы коммент. Евфимия на все Послания ап. Павла, обнаруженные в кон. 19 в.: Commentarius in XIV Epistolas St. Pauli et VII Catholicas, Ed. Nicephorus Calogeras, t.1-2, Athenis, 1887;

 

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии]

 

Своей ученостью он приобрел благодарность имп. Алексея I Комнина и находился в близких отношениях с ним. Последний, сильно заботившийся об обращении появившихся богомилов, а также других еретиков, приказал ученым богословам собрать все написанное отцами в опровержение всех еретиков христианской Церкви. Из собранного материала он поручил Зигабену составить полемическое сочинение.

Им написан труд в 4 главах, который Алексей Комнин назвал: «Догматическое всеоружие православной веры, или оружейная палата догматов». В сочинении опровергаются все ереси, начиная с Симона волхва, включеная иудеев, мусульман и латинян, и кончая богомильством.

Кроме самостоятельного разбора богомильства, все остальное — компиляция.

[Николай Тальберг. История Церкви]

См. также:

Зигабен (Евфимий) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7