my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Святитель
Григорий Великий, Двоеслов

(540—604)

[Gregorius Magnus]

Григорий ДвоесловГригорий Великий, Двоеслов, свт., папа Римский (540-604), последний из западных отцов Церкви.

Род. в Риме, в старинной аристократич. семье. С юных лет стремился к аскетич. жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности — отказался от имущества и вступил на иноческий путь.

В 590 Григорий Великий был избран сенатом и духовенством на каф. ап. Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Григорий Великий употребил все свои административные способности не только для того, чтобы упрочить положение Церкви, но и для внешней «пользы и безопасности паствы». Фактически он был властителем Рима и заложил основы ср.-век. иерократич. державы пап. Оставаясь в личной жизни строгим аскетом, Григорий Великий вынужден был много заниматься политикой, защищать Рим от нашествий, мобилизовывать войска.

Его заветной мечтой было обращение в христианство варварских народов. Под руководством Григория Великого происходила христианизация вестготов, лангобардов и жителей Британии. Миссионерские приемы, разработанные Григорием Великим, были, однако, достаточно поверхностными. Он старался насадить христианство как внешнюю систему (превращая языч. храмы в церкви, а языч. праздники — в дни поминовения святых), надеясь на более глубокую христианизацию следующих поколений.

Григорий преобразовал церк. пение (григорианские хоралы), написал много проповедей, наставлений для пастырей, вел обширную переписку (сохранилось более 800 его посланий). Самым популярным трудом были «Диалоги», в к-рых он собрал легенды об италийских подвижниках (в рус. пер.: «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», Каз., 1858). Целью этой книги, стяжавшей ему прозвище Двоеслова, было доказать, что истинная вера и чудеса не иссякли в Римской земле.

Память свт. Григория Великого Правосл. Церковь празднует 12 марта.

 

Сочинения

Не будучи ученым-экзегетом (он даже не знал греч. яз.), Григорий Великий написал ряд пояснений к Библии:

  • «Нравственные поучения на Книгу Иова» (в 35 кн.),
  • 22 проповеди на Кн. пр. Иезекииля (593)
  • 40 Бесед на Евангелия (590-591).

В чем-то эти произведения еще сохраняют связь с патристич. традицией, но в основе своей они носят уже вполне ср.-век. характер.

В условиях вражеских нашествий, разрухи и «варваризации» Григорий Великий ставил своей целью не углубление богосл. экзегезы, а нравств. назидание народу. Поэтому беседы Григория Великого написаны простым, общедоступным языком и каждая тема завершается «нравственным приложением».

Правда, подчас ему приходилось решать трудные экзегетич. проблемы.

  • Так, толкуя вопрос Крестителя, обращенный ко Христу (Мф 11:2-3), он предлагает своеобразное решение. Если Тертуллиан считал, что сомневался сам Предтеча, а свт. Иоанн Златоуст думал, что сомнения были лишь у его учеников, Григорий Великий вкладывает в вопрос Предтечи такой смысл: «Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей <...>?» (Беседа на Евангелия, VI, 1).
  • В грешнице Лк 7:36-50 Григорий видел Марию Магдалину. Такое толкование надолго закрепилось в зап. традиции и изобразительном искусстве (Беседа на Евангелия, XXXIII,1).

Эсхатологич. пророчества Спасителя Григорий Великий связывал с грозными событиями своего времени; предсказания о гибели Иерусалима переносил на внутреннюю жизнь души. Точно так же в беседах на прор. Иезекииля Григорий постоянно мысленно обращается к своей эпохе с ее бедствиями, эпидемиями и войнами.

Вообще Григорий Великий нередко прибегал к аллегорич. методу толкования, но оно уже было лишено изысканности эллинистич. мысли и отличалось большим произволом. Напр., он рассматривал Иова как прообраз Христа, его 7 сыновей как прообраз даров Св. Духа, а друзей Иова как символ «преобладающей похоти».

Есть свидетельства, что Григорий Великий написал нравств. толкование на Песнь Песней. Традиция считала его автором ряда др. экзегетич. книг, но подлинность их отвергается наукой.

Характеризуя Григория Великого как комментатора, архиеп. Филарет (Гумилевский) замечает:

«Изъяснительные сочинения его, не имея важности как толкование Писания, содержат в себе много мыслей ясных, хотя и неглубоких, о предметах нравственных». Григорий Великий не считал существенным установление авторства библ. книг, поскольку придерживался т. зр. вербализма. Так, оставляя открытым вопрос о происхождении Кн. Иова, он замечает: «Кто написал эту книгу, спрашивать совершенно излишне, если доподлинно известно, что автор книги — Дух Святой <...> Кто внушил написанное, тот написал ее <...> Было бы смешно, получив послание от великого человека, спрашивать, какою тростью оно написано».

Книги Григория Великого пользовались огромным авторитетом в средние века; они были переведены на греч., славянские, франц. языки. Древнейший русский их список относится к 12 в.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии.]

 

Издания:

1. Чин Божественный литургии Преждеосвященных Даров, во Святую и Великую Четыредесятницу. — Служебник, М., Московская Патриархия, 1977 (и другие издания).

2. Беседы на Евангелия. Пер. с лат. архим. Климента. СПб., 1860.

3. Беседы на пророка Иезекииля. Пер. архим. Климента, Казань, 1863. То же. (Отрывок). — «Воскресное чтение», 1858, № 11.

4. Толкование на 50- й псалом. — «Воскресное чтение», 1858, №№ 52, 53, 55.

5. О пастырском служении. — «Христианское чтение», 1847, 1, с. 3 слл.; 189 слл., 333 слл. То же. — «Воскресное чтение», 1855, 1856, 1857, 1858, То же. Полный пер. проф. Киев. ДА, Д. Подгурского. Киев, 1872, 1873, 1874. То же. В сокращении, — ЖМП, 1977, №№ 9–12; 1978, №№ 1–3.

6. Беседа на Пятидесятницу, — «Христианское чтение», 1839, 11, с. 199 слл.

7. Беседа на слова Евангелиста Иоанна. — Там же, 1834, X, с. 11–14; 1839, II, с. 374 слл.

8. Об Ангелах. Из беседы в третью Неделю по Пятидесятнице, на Евангелие от Луки — Там же, 1839, XV, с. 1–10; 1840, IV, с. 186 слл.

9. Беседа на день Вознесения Господня. — Там же, 1846, II, с. 332 слл.

10. Беседы: Во вторую Неделю по Рождестве Христово. — В день Богоявления. — На 4-й день праздника Пасхи. — В кн.; Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877.

11. Собеседования о жизни Италийских отцев и о бессмертии души. Казань, 1858.

12. Слова и поучения. — В кн.: Сборник, или избранные слова о чести святых икон и о поклонении им. Пер. с греч. М., 1647. Почаев, 1787. Супрасль, 1791, Львов, 1793. М., 1850.

13. Нравоучительные толкования на Книгу Иова (перевод готовится); отрывки опубликованы в кн.: Ф. Успенский Церковно-политическая деятельность Папы Григория I-Двоеслова. Казань, 1901.

14. Разговоры, — «Христианское чтение», 1834, II, с. 153 слл.; 258 слл.; 1835, 1, с. 36 слл.; 1836, II, с. 239 слл.

15. Послания, — Там же, 1835, III, с. 146 слл.; 1843, IV, с. 346 слл.; «Воскресное чтение», 1849–1850. Также в кн.: Стасюлевич М. История средних веков. Т. 1. СПб., 1862, с. 325–328.

16. Письма, — «Христианское чтение», 1825, IV, с. 286 слл.; 1836, II, с. 52 слл.; 1838, 1, с. 299 слл.; 301 слл.; III, с. 296–306; 1841, II, с. 93 слл.; 383 слл.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8