my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Блаж. Иероним Стридонский,
Евсевий Софроний

(ок.330-420)

Иероним Стридонский
Альбрехт Дюрер. Cв. Иероним. 1521.
Масло на доске. Национальный музей древних искусств, Лиссабон, Португалия

Рождение

Иероним родился, как полагают, между 330–340 гг. в Стридоне(*), лежащем на границе Далмации и Панионии (на с.-в. Балканского п-ова).

Семья Иеронима принадлежала к римским колонистам-землевладельцам, хотя, по некоторым сведениям, его родители были либо греками, либо иллирийцами (иллирийцы — предки нынешних албанцев).
Имел брата Павлиниана и сестру.

 


Христианская преемственность


Происходил он из христианской семьи
В возрасте ок. 25 лет он принял крещение от папы Дамаса около 367 г.

 

Деяния

 

Первоначальное образование получает дома.
Затем обучается в Милане.

 

УЧЕБА В РИМЕ


В 354 г. бл. Иероним поступает вместе с товарищем детства — Бонозом — в школу знаменитого римского грамматика Элия Доната.

Затем он изучает риторику у популярнейшего ритора того времени Марийя Викторина Арфа.

Греческую философию изучает в изложении Цицерона и Сенеки.
Здесь завязывается его дружба с Вонотием и Руфином Аквилейским.

Принимает крещение

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛЛИИ.


Останавливается в Трире, возобновляет свои занятия.
Начинает свои богословские изучения.
Там в нем созревает решение целиком посвятить себя Богу и аскетическим подвигам.
Отправляется в Аквилею.
Вместе с друзьями принимает послушание у Хромациуса, епископа Аквилейского(**).
После того, как братство, к которому примкнул Иероним, распалось, отправляется на Восток.

 

ВОСТОК

Антиохия

Направляясь в Палестину для поклонения святым местам, останавливается здесь по причине болезни (370 г.)

Здесь он видит свой знаменитый сон:

... Внезапно я был охвачен духом и поставлен перед престолом Судьи... Когда меня спросили, кто я такой, я ответил —христианин. Ты лжешь, — был ответ. — Ты последователь Цицерона, а не христианин. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Я сразу же онемел, и пока меня побивали плетьми (так как Он приказал меня наказать плетьми), я более мучился от огня совести... Я произнес клятву и призвал имя Его: “Господи, если у меня когда-либо будут мирские книги или если я буду читать их, то это значит, что я отказался от Тебя”... С того времени я читал книги Божьи с большим рвением, нежели я до того читал книги человеческие.

Письмо 22:30

После того, как Иероним дал клятву не брать в руки классиков, он действительно, в течение 15 лет не читал ни Цицерона, ни Виргилия.

Знакомится с Аполлинарием.

Не стремясь разобраться в многочисленных антиохийских сектах, он держится в стороне от всех.

Изучает греческий язык.

Посещает Св. Землю

пустыня Халкис(д)

в 374 г. удаляется в пустыню (являлась центром сирийского подвижничества) почти на 5 лет

      • предавался отшельническим подвигам
      • вел научные занятия,
      • изучал еврейский язык,
      • переписывал книги и составлял свою библиотеку
      • начал переписку со многими по разнообразным вопросам (Сохранилось до 120 писем)

Антиохия

Волнения среди Халкидского монашества (из-за разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия) заставили бл. Иеронима вернуться в Антиохию. Здесь епископом Павлином (362-388) он был посвящен в сан пресвитера.

Константинополь

По дороге из Сирии в Рим посещает Константинополь.

Здесь знакомится со свт.Григорием Назианзином и свт.Григорием Нисским. Благодаря им Иероним знакомится с творениями Оригена и становится его ревностным почитателем.

Похоже, присутствовал на Втором Вселенском соборе.

 

РИМ

Прибывает в Рим в 382 г.

На соборе 382 г. участвует в рассмотрении Мелетианского раскола.

Иероним исполняет обязанности личного секретаря и библиотекаря папы Дамаса (366–384)

Папа Дамас поручает Иерониму пересмотр лат. переводов Библии Представляет папе отредактированный НЗ и Псалтирь (382-83).

Пишет ряд полемических и нравственно назидательных произведений.

Собирает кружок знатных матрон, которые под его руководством изучают Слово Божье.

После смерти папы Дамаса (11 декабря, 384), положение Иеронима становится очень трудным, так как многие не могут смириться с его резкой критикой.
Спустя несколько месяцев он вынужден оставить Рим.


Посещает Антиохию.

Посещает Александрию.
Здесь слушает Дидима Слепого

 

ВИФЛИЕМ

Останавливается в Вифлееме в 386.

По его указанию были построены мужской и 3 женских монастыря, и в первом из них Иероним проводит последние 33 года своей жизни.

Здесь он целиком отдается научной работе и собирает богатую библиотеку.

Здесь в течение 15 лет работает над своим переводом Писания, получившим название Вульгаты (Vulgata)

 


Кончина

Умер бл. Иероним в 420 г. Церковная память 15 июня.

 

* * *

 

Личность бл. Иеронима, его подвиги послужили образцом для подражания в среде католического монашества, в котором со Средних веков существовали общества «иеронимитов», считавших бл. Иеронима своим покровителем, и живших строго по правилам, извлеченным из различных его писем об иноческой жизни.

 


_______________________


(*) Из свидетельства самого Иеронима мы узнаём, что город Стридон был уничтожен готами и, следовательно, уже в 5 в. н. э. его не существовало, а поэтому где точно он находился — определить трудно. Есть, например, данные, что Стридон располагался около реки Муры, в самом сердце Паннонии, а не на границе с Далмацией. Римские провинции Далмация (территория современной Хорватии и Черногории) и Паннония (территория современной Венгрии и части Австрии с Югославией) образовались в 8 году н. э. после разделения провинции Иллирик.


(**) Хромаций, Chromatius, ум. ок. 407 г. н. э., греческий христианский писатель Епископ Аквилейский (387-407). Был связан с аскетическим движением в Аквилее. Из его произведений сохранились 25 проповедей о Евангелии от Матфея, Гомилия о 8 благословениях (Sermo de octo beatitudinibus) и 31 недавно открытых гомилии. Был знаком с Иоанном Златоустом и переписывался с ним .Иероним и Руфин, которые с ним переписывались, посвятили ему некоторые из своих сочинений.

 

Сочинения Иеронима

 

 

Проповедь на Рождество Христово.

 

Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев, 1893—1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА.)

Части 1—3

117 писем к разным лицам

Часть 4

«Жизнь Павла Пустынника».

«Жизнь св. Илариона».

«Жизнь пленного монаха Малха».

«Предисловие бл. Иеронима к сделанному им латинскому переводу Правил св. Пахомия».

«Разговор против люцифериан».

«О приснодевстве бл. Марии. Книга против Елвидия».

«Две книги против Иовианиана».

«Книга против Вигилянция».

«Книга против Иоанна Иерусалимского к Паммахию»

Часть 5

«Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле, три книги».

«Разговор против пелагиан в лице Аттика православного и Критовула еретика, три книги».

«Книга о знаменитых мужах, написанная к Декстру, преторианскому префекту» (De viris illustribus).

«Изложение хроники Евсевия Памфила»
(На русский язык переведено, начиная только с Рождества Христова — от императора Октавиана Августа).

«Хроника бл. Иеронима».

«Перевод книги Дидима о Святом Духе»

Часть 6

«Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии».

«Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней».

«Шесть книг толкований на пророка Иеремию»

Части 7—9

«Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию»

Части 10—11

«Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля»

Часть 12

«Одна книга толкований на пророка Даниила».

«Три книги толкований на пророка Осию».

«Одна книга толкований на пророка Иоиля»

Часть 13

«Три книги толкований на пророка Амоса».

«Одна книга толкований на пророка Авдия».

«Одна книга толкований на пророка Иону».

«Одна книга толкований на пророка Наума»

Часть 14

«Две книги толкований на пророка Михея».

«Одна книга толкований на пророка Аввакума».

«Одна книга толкований на пророка Софонию».

«Одна книга толкований на пророка Аггея»

Часть 15

«Три книги толкований на пророка Захарию».

«Одна книга толкований на пророка Малахию»

Часть 16

«Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея»

«Три книги толкований на послание ап. Павла к Галатам».

Часть 17

«Три книги толкований на послание ап. Павла к Ефесянам»

 

* * *

На русском языке издано:

1. Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев, 1893—1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА. Кн. 3—6, 8, 11, 13—18, 21, 23).

2. Творения. Т. 1—4. Киев, 1863—1868. Т. 1—3: Письма к разным лицам. Т. 4: Жизнь святого Павла пустынннка. Жизнь св. Илариона пустынника. Жизнь Малха монаха. Устав св. Пахомия. Письма святого Пахомия о святой Феодоре. Книга Дидима о Святом Духе. Спор православного с последователем Люцифера. Книга против Гельвидия. Две книги против Иовинизпа. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского.

3. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого († 371: память 21 октября) / Пер. с латин. И. Помяловского. СПб., 1893. (Палестинский Патерик. Изд. Православ. Палестинского О-ва. Вып. 4. СПб., 1893). То же. Изд. 2-е. СПб., 1899.

4. О положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 года) / Пер. И. Помяловского. СПб., 1894. (Православ. Палестинский Сборник. Т. 13. Вып. I.

5. Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Христианское чтение. 1847. IV. С. 186 слл.

6. Письма епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана пресвитера / Пер. М. И. Богословского // Там же. 1832. XLVIII. С. 171 слл.

7. Письма Лете, о воспитании малолетней дочери // Там же. 1834. IV. С. 250 слл.

8. Письма Непоциану, об обязанностях клириков // Там же. 1836. II. С. 252 слл.

9. Письма Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем // Там же. 1837. IV. С. 303 слл.

10. Письма Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы // Там же. 1838. II. С. 306 слл.

11. К Алгазии // Там же. 1846. IV. С. 209 слл.

 

Письма

Блаженный Иероним Стридонский. Да будут одежды твои светлы: Сб.писем / Сост.И.Г.Шахматова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 416 с.: илл. – (Письма о духовной жизни).

Из Халкидонской пустыни и из Рима (370-383гг.):

1. К Феодосию и другим отшельникам.
2. К Никеасу, иподиакону аквилейскому.
3. К Хрисогону, монаху аквилейскому.
4. К Антонию монаху.
5. К тетке по матери – Касторине.
6. К монаху Илиодору.
7. К папе Дамасу.
8. К Евстохии. О хранении девства.
9. К Марцелле. В похвалу Азеллы.
10. К Марцелле.
11. К Павле. О кончине дочери ее Блезиллы.
12. К Марцелле. Об Оназе.
13. К Марцелле.
14. К Азелле.

Из Вифлеемского монастыря (386-420гг.):

15. К Домниону.
16. К Непоциану. Об образе жизни клириков и монахов.
17. К Павлину. Об изучении Священного Писания.
18. К Фурии. О хранении вдовства.
19. К Павлину.
20. К Марцелле.
21. К Вигилянцию.
22. К Транквиллину.
23. К Принципии. Объяснение 44-го псалма.
24. К Каструцию.
25. К Океану.
26. К великому оратору города Рима.
27. К Люцинию.
28. К Феодоре вдове.
29. К Агибаю.
30. К Руфину.
31. К Феофилу, епископу Александрийскому (против Иоанна, епископа Иерусалимского).
32. К Феофилу.
33. К Августину.
34. К Августину.
35. К Августину.
36. К Лете.
37. К Юлиану.
38. К Рустику. О покаянии.
39. К Рустику монаху.
40. К Деметриаде. О хранении девства.
41. К Августину.

 
См также:
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2004—2007