мои конспекты

 и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Послание к Диогнету

 

текст

 

История манускрипта.

Молодой латинский ученый, Фома д'Ареццо (Thomas d'Arezzo), прибывший в Константинополь для изучения греческого языка, нашел этот манускрипт в 1436 году в одной рыбной лавке, среди оберточной бумаги. Фома уехал затем в дальнее миссионерское путешествие и передал рукопись доминиканцу Иоанну Стойковичу из Дубровника (Рагузы), находившемуся в Константинополе в качестве легата Базельского собора. Кардинал Стойкович привез рукопись в Базель, где ею владели доминиканцы и картузианцы, после смерти Стойковича в 1443 г. Рукопись попала затем в руки Рейхлина. После смерти его в 1522 г. рукопись попала в 60-х или 70-х годах XVI в. в аббатство Мармутье в Эльзасе. В 1793 г. её приобрела Страссбургская городская библиотека (Ms. Grec IX), где она и погибла 24 августа 1870 г. во время пожара от бомбардировки города прусскими войсками.

С рукописи были своевременно сделаны копии: в 1579 г. Бернардом Хаус, находящаяся в данное время в библиотеке Тюбингенского Университета (М. b. 272); Анри Эстьен в 1586 г. сделал вторую копию, которая теперь хранится в Академической библиотеке в Лейдене (Cod. Gr. Voss. 4° 30); третья копия, ныне потерянная, была исполнена Ж. Ж. Бейрером приблизительно в то же время.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология.

 

Автор письма к Диогнету

Анри Марру имел терпение систематизировать в своем издании более или менее все предположения, высказанные учеными начиная с XVII в. Он приводит 19 различных имен, предложенных 90 авторами для решения этого вопроса. Вот эти 19 имен:

  • Аполлос,
  • св. Климент Римский,
  • Квадрат,
  • Маркион,
  • Аристид,
  • Апеллес маркионит,
  • муч. Иустин,
  • Амвросий апологет,
  • Мелитон Сардийский,
  • Феофил Антиохийский,
  • Пантэн,
  • Ипполит Римский,
  • кто-либо из учеников Климента Александрийского,
  • Лукиан Антиохийский,
  • Мефодий Олимпийский,
  • псевдо-Иерофей,
  • Никифор Каллист,
  • кто-либо из греческих эмигрантов XV в.,
  • сам Анри Эстьен, первый издатель этого памятника.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология.

 

Адресат послания

Сочинение адресовано некоему неизвестному язычнику по имени Диогнет, который был, судя по обращению (κράτιστε — «наилучший, знатнейший»), лицом достаточно влиятельным (если, конечно, исключить ту гипотезу, что Диогнет является чисто литературным персонажем).

А. И. Сидоров. Курс патрологии.

Послание это написано некоему «превосходнейшему Диогнету» (κράτιστε Διόγνητε), под которым ученые исследователи хотят видеть стоического философа Диогнета, учителя императора Марка Аврелия.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология.

 

Структура послания к Диогнету
  1. Первый блок (гл. I-IV) представляет собой апологию в собственном смысле этого слова, где главное место уделяется полемике с язычеством и иудаизмом.
     
  2. Второй блок (гл. V-VI) посвящен роли христиан в мире;
     
  3. третий блок (гл. VII-IX) является своего рода кратким «катехизисом»;
  4. четвертый блок (гл. X-XII) содержит увещание к язычникам.

А. И. Сидоров. Курс патрологии.

 

См. также:

Архимандрит Киприан (Керн). Письмо к Диогнету

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


конспекты по истории церкви, патрологии, богословию...
2 0 0 7