My studies

 и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Серапион,
епископ Тмуитский

Eng: Serapion, bishop of Thmuis

 

Деяния


Около 282 г. был назначен главою огласительного Александрийского училища.
Во время арианских споров удалился в пустыню.
Дружил со Св. Антонием.
Св. Афанасий рукоположил Серапиона во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте) в 339 году или раньше.

Серапион как защитник св. Афанасия:

  • был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под посланием ко всем епископам в защиту св. Афанасияи
  • сторонник его Сардикийском соборе в 347 г.
  • в 355 г. от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию

 

 

Творения

 

«Книга против манихеев»
(Liber adversus manicheos)


Состоит из XXVII глав.

Впервые стала известна в извлечениях некоего Сикста Синенского.

Полный латинский перевод, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, впервые опубликован Генр. Канизием в “Antiquae lectiones” (5 том)

Греческий текст опубликован по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки:

  1. Баснажем в “Thesaurus Canisianus”,
  2. Годландом в “Veter. patr. bibliothec.”
  3. Минем в “Patrol. curs. complet.”(т. XL).

О книге упоминают:

  • блаж. Иероним,
  • св. Епифаний в своем сочин. «О ересях»
  • патр. констант. Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским.

 

«Евхологий»


Евхологий находится в рукописи X в., хранившейся в библиотеке Великой Лавры на Афоне. Рукопись была найдена в 1894 году проф. А. Дмитриевским, и Евхологий был им напечатан в «Трудах Киевской Духовной Академии». Европейская наука, конечно, этого открытия из-за незнания русского языка знать не обязана, хотя об этом было своевременно напечатано и в западной научной литературе. И вот в 1898 г. немецкий профессор Вобермин снова «открыл» Евхологий и издал его в Лейпциге в серии «Texte & Untersuchungen». Надо сказать, что в 1899 г. в той же «Byzantinische Zeitschrift» Ed. Kurz восстановил истину ...

Евхологий составлен из 30 молитв, или глав. B той последовательности, как эти молитвы приведены, они не дают ясной картины литургии. Необходимо произвести перегруппировку молитв, чтобы восстановить чин литургии. Литургийные молитвы находятся в двух местах, a именно: молитвы 1-6 и 19-30. Брайтман расположил их в соответствующем порядке, и мы теперь имеем благодаря этому такую последовательность молитв:

Литургия оглашенных.

Молитва первой недели (19)
Молитва после проповеди (20)
Молитва над оглашенными (21)
Возложение рук на оглашенных (28)

Литургия верных.

Молитва над народом (ектении) (27)
Возложение рук на мiрян (29)
Молитва над болящими (22)
Возложение рук на болящих (30)
Молитва о плодоношении (23)
Молитва о Церкви (24)
Молитва о епископе и ? Церкви (25)
Молитва коленопреклонения (26)

Анафора.

Молитва приношения епископа Серапиона, состоящая из благодарения за творение и искупление (praefatio), ангельского славословия (Sanctus), повествования о Тайной Вечере, призывания и ходатайственных молитв (intercessio). (l)
Молитва преломления хлеба (2)
Молитва по причащении клириков (3)
Молитва по причащении мiрян (4)
Молитва о принесенных елее и воде (5)
Руковозложение после благословения елея и воды (6)

[архим. Киприан (Керн). Евхаристия]

 

«Книга о надписании псалмов»

Не сохранилась.

 

Полезные послания к разным лицам

О сочинении ничего неизвестно.
Упоминает блж. Иероним (см. ниже)

 

письмо к епископу Евдоксию

Говорится о прочности и непоколебимости церкви среди гонений и испытаний.

 

Письмо к монахам

(Έιστολη πρός μοναζοντας)

...

 

«Монашеские правила»

(Regula ad monachos)

Дошло до нас в латинском переводе.

 

Послание об Отце и Сыне

...

 

«житие св. Макария Великого»

Известно только на коптском языке.

 

Экзегетические сочинения

Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15).
Проф. Дмитриевскому известны толкования в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).


Кончина

Год кончины Серапиона неизвестен.

 

Свидетельства:

Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник.

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 99.

 

Между тем Афанасий узнал, что при дворе строятся против него козни и, не имея дерзновения отправиться сам, да и не предвидя от этого пользы, избрал из египетских епископов пятерых, между коими был Серапион тмуитский, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие, и послал их к царю...

Созомен. Церковная история Книга четвертая. Глава 9.

 

См. также:

Д. Симонов. Св. Серапион Тмуитский и его полемика с манихеями. // Философско-культурологический журнал. МГУ им. М.В. Ломоносова. 2000. № 3.

Святой Серапион, Епископ Тмуитский. Книга против манихеев. Там же.

Творения древних отцов-подвижников: Св.Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий / Пер., вступ. ст. и коммент. А.И.Сидорова; Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького, Православ. Свято-Тихоновск. богослов. ин-т, Моск. духовная акад.- Москва: Мартис, 1997.- 426 с. (Святоотеческое наследие; Т.4).

А. Дмитриевский. Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского // Труды Киевской дух. академии. 1894. февраль.

 


Список использованной литературы:

Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. — М.: Паломник, 1995.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


конспекты по истории церкви, патрологии, богословию...
2 0 0 5