my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Глаголев
Александр Александрович

(1872—1929)

Род. в Тульской губ., в семье сел. священника. Окончил местную ДС, а затем КДА (1898), где стал профессором по каф. Свящ. Писания ВЗ (с 1906). Одновременно был настоятелем Добро-Николаевской церкви и благочинным. Участвовал в составлении Правосл. богосл. энциклопедии (ПБЭ) и сотрудничал в различных церк. журналах. Г. был близок к семье писателя М.А. Булгакова.

Александр Александрович Глаголев скончался в 1929 году.

 

* * *

Глаголеву принадлежат комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания, написанные для «Толковой Библии», выходившей под редакцией А.П. Лопухина и его преемников.

 

Сочинения А. Глаголева

 

Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. — Киев: Свято-Владимирское Братство, 1909. — 61с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт биб-лейско-богословского исследования). — Киев: Тип. Горбунова, 1900. —IV, V. VI, 705 с.

Магистерская дисс. Глаголева.

Глаголев дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе содержится и история библ. демонологии.

По отзыву профессора А.А. Олесницкого, магистерская диссертация Александра Александровича «представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангеологии, основательным знакомством с библиологическою литературою... и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьезного исследования по ангеологии».

Древнееврейская благотворительность: Произнесено на годичном акте Киевской Духовной Академии 2 нояб. 1902 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1903. — 83 с.

Автор показал, что в ВЗ социальные проблемы тесно связаны с религиозно-нравств. аспектами жизни общества. Для раскрытия темы Глаголев привлек не только библ., но и талмудич. материал.

«Преимущественно посюсторонний характер древнееврейского мировоззрения — отмечал Глаголев, — сообщал благотворительности древнееврейской характер материального попечения о телесных нуждах бедных, между тем христианским воззрениям на человека как вечного по своему назначению члена Царства Божия усваивается духовный возвышенный и воспитательный характер благотворительности... Тем не менее древнееврейской благотворительности присущи и положительные непреходящие черты, которые могут служить образцом подражания и в христианском обществе».

Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1914. — 22 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

Иерусалим библейско-иудейский и частью современный в историко-археологическом отношении. — Б.м., 1905, — 42 стлб.

К столетию существования Киево-Подольской Добро-Николаевской церкви. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1907. — 7 с.

Книга Левит: (Библиологический очерк). — Киев: Тип. «Петр Барский», 1915. — 25 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

Комментарий на Вторую книгу Паралипоменон. — СПб., 1907.— 108 с.

Комментарий на Книгу Притчей Соломоновых. — СПб.: Тип. Монтвида, 1907. — 94 с. — Отт. из :Толковая Библия, изд. ред. «Странник».

Комментарий на Книгу Руфь. — СПб.: Тип. Монтвида, 1906. — 8 с. — Отт. из : Толковая Библия, изд. ред. «Странник».

Комментарий на Книгу Товита. — СПб., 1907. — 42 с. — Отт. из: Толковая Библия, изд. ред. «Странник».

Комментарий на 3-ю и 4-ю книги Царств. — СПб., 1906. — 29 с. — Отт. из : Толковая Библия, изд. ред. «Странник».

Купина Неопалимая: Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический. — Киев: Тип. Барского, 1914. — 13 с.

Левиты и Левиино колено: Реферат, предложенный в заседании церковно-исторического и археологического общества при Киевской Духовной Академии 27 окт. 1910 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1912. — 40 с.

Глаголев выступил против теории школы Велльхаузена, согласно к-рой левиты как культовое колено появились лишь после Плена. С этих же позиций написан и очерк «Книга Левит» (К., 1915), защищающий глубокую древность законов 3-й книги Пятикнижия.

Непреходящее значение Ветхого Завета: Рец. на книгу Е. Kautsch // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902. — № 11.

Новости немецкой литературы по библейской археологии: Рец. — Киев: Тип. Горбунова, 1901. — 16 с.

О любви к Богу: Из Творений святителя Иоанна Златоуста: Проповедь 26 янв. 1927 г. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. — 62 с: ил.

О молитве: (Несколько мыслей по руководству св. Отцев Церкви): Чтение, предложенное 1 апр. 1907 г. в зале Киевского ре-лигиозно-просветит. общества. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира (Корчак-Новицкий), 1907. — 11с.

Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах: (Речь пред защитой диссертации на степень магистра богословия «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Опыт биб-лейско-богословского исследования». Киев, 1900). — Киев: Тип. Горбунова, 1900. — Юс.

Памяти блаженнопочившего всероссийского пастыря о. Иоанна Кронштадтского: Чтение, предложенное в день первой годовщины Кронштадтского пастыря — 20 дек. 1909 г. в зале Киевского религиозно-просветит. общества. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1910. — 14 с.

Почему нужно постоянно поучаться в слове Божием? — Киев: Правосл. религиозно-просветит. о-во, 1912. — 11с.

Прощание кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора о. П.Г. Преображенского с приходом Добро-Николаевской церкви. — Киев, 1903. — 16 с.

Пьянство перед судом Слова Божия и св. Отцев Церкви. — Киев: Правосл. религиозно-просветит. о-во, 1914. — 6 с.

Седьмой всемирный сионистский конгресс в еврействе: Реферат, читанный в собрании Церковно-исторического археологического общества 31 окт. 1905 г. — Киев, 1906. — 14 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1906. — № 2.

Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля. — Киев: Тип. Горбунова, 1905. — 53 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1905. — № 4.

Слово в Великий пяток, на вечернем богослужении, пред плащаницею, 12 апреля 1902 г. «О единении со Христом»: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря. — Киев, 1902. — 8 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902.

Слово в Великий пяток на вечернем богослужении, пред плащаницею «О жизненном единении христианства со Христом Спасителем»: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 15 апр. 1905 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1905. — 7 с.

Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 20 апреля 1907 г. в церкви Киево-Братского монастыря, «О жизни во Христе». — Киев, 1907. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1907.

Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 31 марта 1906 г. в церкви Киево-Братского монастыря. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 6 с.

Слово в день Богоявления, или Крещения Господня «О духе и сущности истинно христианского просвещения»: Произнесено 6 янв. 1915 г. в церкви Киево-Братского монастыря. — Киев, 1915. — 12 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915.

Слово в день памяти св. мученицы царицы Александры и тезоименитства государыни императрицы Александры Феодоров-ны (23 апр. 1916 г.) «Женщина на служении родине в годину тяжкого испытания». — Киев: Тип, Барского, 1916. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1916.

Слово в день памяти св. равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства государыни императрицы Марии Фе-одоровны 22 июля 1907 г. «О христианском призвании и служении женщины»: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. — Киев, 1907. — 11 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1907.

Слово в день поминовения основателей, благотворителей, учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии, произнесенное на заупокойной литургии 31 дек. 1902 г. в Соборной церкви. — Киев, 1902. — 8 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902.

Слово в день поминовения основателей и благотворителей Киево-Братского училищного монастыря и учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии 31 дек. 1915 г.: Произнесено в церкви Киево-Вратского монастыря. — Киев, 1915. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915.

Слово в день рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича, самодержца Российского: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. — Киев, 1915. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915.

Слово в день рождения государя наследника цесаревича Алексия Николаевича (30 июля 1905 г.): Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. — Киев: Тип. Горбунова, 1905. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1905.

Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы, произнесенное 8 сент. 1906 г. в Киево-Софийском соборе. — Киев, 1907.— 7 с.

Слово в день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября «Любовь — источник истинного Боговедения и основа христианского просвещения»: Произнесено 26 сент. 1908 г. в церкви Киево-Братского монастыря. — Киев, 1908. — 7 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1908.

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и в день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 26 сент. 1904 г. —Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1904.

Слово в пяток третьей недели Великого поста (10 марта 1900 года) на пассии «О крестоношении». — Киев, 1900. — 10 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1900.

Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании Страстей Христовых: Произнесено в Великой церкви Киево-Братского монастыря 24 февр. 1912 г. на пассии. - Киев, 1912. — 10 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 19U.

Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста «Страсти Христовы и наши страдания и скорби». - Киев, 1910. - 7 с. Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

Слово на заупокойной литургии в 40-Й день по смерти профессора Василия Федоровича Певницкого. - Киев, 1911. 5 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1912.

 
См. также:

Глаголева-Пальян М. А. Воспоминания об Александре Александровиче Глаголеве

Семья Глаголевых: http://glagolev3.narod.ru/index.htm

 

Источники:

  • Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии
  • Русские писатели-богословы. Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8