my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Голубцов
Александр Петрович

(20.11.1860 — 04/17.07.1911)

профессор Московской Духовной Академии и МосковскогоУчилища Живописи, Ваяния и Зодчества

 

Голубцов, Александр Петрович — профессор церковной археологии и литургии в Московской духовной академии (1860 — 1911), ученик и любимец вождей этой академии Е.Е. Голубинского, В.О. Ключевского и А.П. Лебедева.

Первоклассный ученый, Голубцов был в то же время выдающимся лектором. Вместе с тем Голубцов занимал в академии исключительное место, как могучая моральная величина.

Человек идеальной чистоты, пламенный защитник правды, друг всех обиженных, стойкий консерватор по взглядам, но недруг всех реакционеров и враг всех представителей мракобесия и насилия, Голубцов давал суровые уроки всем монахам, начальствовавшим в академии в последние годы, молчаливо учил и воспитывал товарищей по службе и студентов.

Когда начался разгром академии в 1906 — 07 годах, Голубцов вел себя с редким мужеством. История расскажет о его выступлениях. За непосильную борьбу против вытеснения из академии Ключевского Голубцов получил вместе с другими немногочисленными единомышленниками порицание от Святейшего Синода.

«Он был одним из тех, при взгляде на которых верилось в человека».

Строгий в отношении к другим, Голубцов еще строже был к себе. Это сказалось и на его ученых работах. Осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной. В самый день смерти он формулировал оригинальный, замечательно тонкий взгляд на происхождение иконостасов в наших храмах. Но эти находки Голубцова часто становились в разрез с идиллическими господствующими объяснениями нашей обрядности и вызывали вверху недружелюбную оценку.

Голубцов умер во цвете лет и таланта. Не подлежит сомнению, что неурядицы в московской академии сократили жизнь этого редкого ученого и человека.

Биографический словарь, 2001 г.

* * *

Его жена, Ольга Сергеевна Голубцова (1867 - 10 мая 1920 г.), была дочерью ректора Московской Духовной Академии протоиерея Сергия Смирнова. В традиционно церковной семье Голубцовых было 12 детей. Четверо из них затем полностью посвятили себя служению Церкви (протоиереи Николай, Серафим, монахиня Сергия и архиепископ Сергий).

О.С. Голубцова была глубоко верующей христианкой, преданной воле Божией. Она хорошо знала Священное Писание и многое из него помнила наизусть. Поставив себе задачу самоотверженного служения Богу и ближним еще в девические годы, О.С. Голубцова старалась исполнять ее в своей личной жизни. Все силы она отдавала воспитанию своих детей, а скончалась, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губ.

После кончины матери воспитание детей легло на их старшую сестру ? (в монашестве Мария † 19 авг. 1977), которая вверила их духовному руководству иеросхимонаха Алексия. Она часто ездила в Зосимову пустынь и брала с собой детей, приучая их к продолжительным монастырским службам. Благодатная среда, царившая и в окружавших Сергиев Посад монастырях и скитах — Черниговском-Гефсиманском, Вифанском и Параклите, способствовала укреплению церковного самосознания оставшихся сиротами детей.

 

Его дети, посвятившие себя служению Церкви — архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий, духовник Троице-Сергиевой Лавры; протоиерей Николай — известный духовник, московский священник, протоиерей Серафим — настоятель храма Покрова Божией Матери в пос. Черкизово Московской области.

На Пюхтицком кладбище мы видим могилу монахини Сергии Голубцовой (†1977 г.), проведшей жизнь в лагерях и ссылках за веру и в промежутках между арестами и ссылками трудившейся в церкви; вся ее жизнь была связана с Троице-Сергиевой Лаврой, в 1956 г. в возрасте 60 лет мать Сергия, уже почти 30 лет проведшая в монашестве, поступила в Пюхтицкий монастырь, где несла церковные послушания, скончалась в праздник Преображения Господня, по причастии Святых Христовых Тайн.

 


Сочинения

 

1. Церковно-исторические труды («И»)

И-1. Образец для подражания. Поучение в день памяти преп. Сергия Радонежского. — ДЧт, 1888, № 9, 95-106 (Студенч. пропов. на день 25 сент. 1885 г.).

И-2. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры». — ПрТСО, 1888, ч. 42-я, 152-176 (Библиогр. заметка).

И-3. Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского. — ПрТСО, 1888, ч. 42-я, 327-381.

И-4. Судьба «Евангелия учительного Кирилла Транквиллиона Ставровецкого». — ЧОЛДПр, 1890, № IV, 535-575.

И-5. Его отзыв на исследование иеромонаха Ионы «Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона», представленное в Общество Истории и Древностей Российских — и возвращенное по отзыву автору обратно. — см. Протоколы ЧОИДР, 1898, кн. 2 (185) от 12 дек. (где отзыв только упомянут — С.Г.).

И-6. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. — ЧОЛДПр, 1891, №1-11, 110-141, № III, 270-312, № V-V1, 521-620, № VII 79-174, № VIII, 275-388. Отд.: М., 1891, V+384 с. (Маг. соч.).

Отзывы: Е.Е. Голубинского и В.О. Ключевского в Ж., 1891, с. 392-398 и БВ, 1892, № 1, 143-4; Н.Г-го в «Страннике», 1892, Т. I, с. 404-408; Н.Н Глубоковского в «Русск. Обозр.», 1892, т. I, 953-959; Дм. Цветаева в Хр. Чт., 1896, № 1, 202-223.

И-7. К характеристике состояния просвещения на Руси. — БВ, 1892, № 1, 97-106 (Речь, произн. пред защитой маг. дисс. 25 ноября 1891 г.).

И-8. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. — ЧОИДР, 1892, кн. II, Отд.: М., 1892, XXVI+349 стр.

И-9. О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества. — ЧОЛДПр, 1892, № 9, Отд.: М., 1892, с. 45.

И-10. Пятидесятилетие епископства папы Льва XIII — БВ, 1893, № 7, 123-138.

И-11. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Святую Землю, Рим и Царьград. — БВ, 1894, № 3, 446-462, № 4, 63-88.

И-12. «Флорищева Пустынь. Историко-археологическое описание В. Георгиевского. — БВ, 1897, № 2, 362-367. (Библиографическая заметка).

И-13. Из истории празднования нового года. — Д. Чт., 1898, № 1, 165—174.

И-14. Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. — Д. Чт., 1901, № 9, с. 3.

И-15. О начале, первых деятелях (1744-1759) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. — БВ, 1903, № 6, 237-258. (Рефер. чит. на Рижском археологическом съезде 1896 г.).

И-16. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери. — БВ. 1911, 10, 364-371. (Рефер. на ист.-археол. съезде в Костроме в 1909 г.).

 

2. Церковно-археологические труды («А»)

А-1. О греческом иконописном подлиннике. — ПрТСО, 1888, часть 42 я, 131— 151. (Пробн. лекц., чит. 7 сент. 1887 г.).

А-2. Из истории изображений креста. — ПрТСО, 1889, ч. 43-я, 236-299.

ПрТСО — «Прибавлениям к творениям святых отцов».
Эта статья вызвала отказ со стороны Святейшего Синода в пособии на лечение бедствовавшему автору, заболевшему туберкулезом.

Рец.: Никанор, архиеп. Херсонский. Беседы о перстосложении для крестного знамения и благословения. — Странник, 1889, I, 4, 620-628; и отд. СПБ. 1890.

А-3. Бронзовое изображение св. ап. Петра в Риме (объяснение рисунка) — Р.Хр. 1893, VII (29 июня), 30-33.

А-4. Спаситель на троне и молящийся император. — Мозаика в храме св. Софии (V век). Объяснение рисунка. — РХр., 1893? XI (17 окт.), 25-29.

А-4а. Объяснение рисунка «Агнец Божий» в журнале Р.Хр. 1894, кн. 2.

А-5. Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии — БВ, 1895, № 4, 120-140, № 5, 297-317. Отд.: Сер. Посад, 1895, с. 41

А-6. О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. — БВ, 1896, № 3, 351-369.

А-7. Древнехристианская символика Воскресения. — Р.Хр., 1896, кн. V, 25-36.

А-8. О древнейших изображениях Божией Матери. - БВ, 1897, № 1, 25-48.

Рец.: «Евангелист Лука — художник» — ж-л «Баптист», Ростов н/Д, 1909, 2 (15 января), 10-12.

См. также: Д. Мазаев. Был ли евангелист Лука художником? — Журнал «Баптист», № 3, 1909

А-9. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. — БВ, 18971 № 4, 68-91.

А-10. Места молитвенных собраний христиан I—III вв.48. — СП, 1898, с. 43.

А-11. Из истории древнерусской иконописи. — Д.Чт., 1897, № 5, 4-13, № 8, 552-570; № 9, 8-24, № 10, 175-181, № 11, 360-374, Отд.: М., 1897, С. 56.

А-12. Об отношении христиан II—III стол. к искусству — БВ, 1903, № 10. 173-196. (Реферат, чит. на Моск. археологическом съезде, 1890).

А-13. О мере среди церкви в связи с вопросом о происхождении орлеца. — БВ 1903, № 5, 46-64.

А-14. Из христианской иконографии — ТСЛ; 1903, 82 с.

Рец.: Е.К. Редин — Виз. Врем., 1905, т. XII и отд. Искусство и Археология. Би-Олиография, II, СПБ. 1906.

А-15. О старом архиерейском месте в храме. — БВ, 1905, № 7-8, 570-583.

А-16. О наружном виде и изображениях Иисуса Христа. — Правосл. Богосл. Энциклопед., т. VI, 665-676. СПб, 1905.

А-17. О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха. — БВ, 1909, № 6, 260-279. (Рефер., чит. на Черниговском археологич. пл ще 1908 г.).

А-18. Материалы для истории древнерусской иконописи (начало статьи). - БВ 1410, № 5, 182-195.

А-19. Введение в церковную археологию (из лекций). — БВ, 1912, 1, 192-215; 2, 236-268.

А-20. О древнехристианской живописи (из лекций). — БВ, 1912, №№ 4-5, 7-8. t A-21. Символика в древнехристианской живописи (выдержки из его работ) — Истор. летопись, 1916, 10, 993-998.

А-22. Из чтений по церковной археологии и литургике, ч. 1. Археология, 464 стр. + ч. 2, Литургика, 286 стр. — СП, 1918 (издал Ив. Ал. Голубцов).

А-23. К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии. БВ, 1903, № 7-8, 414-430. (Рефер., чит. на Киевск. археолог, съезде 1899 г., под заглавием: «К вопросу о Братской иконе богоматери, Богоявленской церкви и старом корпусе Киевской Академии»).

А-24. Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимуще-wuchho византийских и русских» (Рецензия). — БВ, 1892, № 4, 184-196.

 

3. Литургические («Л»)

Л-1. Об обрядовой стороне таинства елеосвещения. — ПрТСО, 1888, ч. 42-я, 113-130 (Пробн. лекц., чит. 9 сент. 1887 г.).

Л-2. О перемене темных облачений на светлые на литургии в Великую Субботу — РХр., 1893, кн. IV, 32-39.

Л-3. Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней…» — Р.Хр., 1894, кн. V, 40-46.

Л-4. Молитва к Святой Троице от преп. отца Сергия, Радонежского чудотворца. — Р.Хр., 1894, кн. VI, 135-139.

Л-5. Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. — ЧОИДР, 1899, кн. 2, Отд: М., 1899, ХХ+270.

Л-6. Чиновники Холмогорского Преображенского собора, с предисловием и указателем. — ЧОИДР, 1903, кн. IV, Отд.: М., 1903, XLII+286.

Рец.:
1) Ар. Л-в - Ц. В-к, 1904, 29, 920;
2) Н.-Стран., 1903, II, ч. 2, 12,
3) Ц. Вед., Приб., 1903, 41, 1601-1603.

Л-7. Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древне-церковного обряда. — БВ, 1903, № 3, 499—515. (Речь, произнесенная на акте в МДА 1 окт. 1899 г.).

Л-8. Чиновник Нижегородского Преображенского собора, с предисловием и указателем. — ЧОИДР, 1905, кн. 1, Отд.: М., 1905, XIV+68.

Рец.: Н.П-в - БЕЛ, 1905, 1, 14.

Л-9. О выходах на воскресных вечерне и утрене в древней Руси и их происхождение. — БВ, 1905, № 1, 1-26.

Л-10. О предносной архиерейской лампаде. — БВ, 1905, № 7-8, 560-569.

Л-11. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным. — БВ, 1905, № 9, 68-75.

Л-12. Соборные чиновники и особенности службы по ним (Докт. соч.). Первая половина исследования. — ЧОИДР. 1907, кн. III и IV. Отд.: М., 1907, V+262.

Предисловие

Глава I
Неодинаковость названий Чиновников в нашей ученой литературе и у древнерусских книжников. Случаи употребления последними наименований: Чиновник и Книга чиновная; применение того и другого к записям нашей соборной службы. Предпочтение первого названия второму и отношение его к греческим терминам: Τακτικον [TaktikСn] и Ευναξαριον [EvnaxАrion].

Глава II
Общее понятие о Чиновниках соборных в связи с главной особенностью нашей старинной кафедрально-епископской службы. Что служило образцом для последней? Святая София Константинопольская как духовная матерь наша и источник церковно-иерархического освящения. Заинтересованность в судьбе ее наших предков. — Взгляд греков на свою Великую церковь; значение ее в их церковно-гражданской жизни. — Впечатления русских от святой Софии и стремления наших князей подражать ей в построении своих Софийских церквей. Связь с последними наших Успенских соборов. Идея посвящения храма святой Софии Константинопольской; почитание Богоматери в Византии. Неясное представление Софии греками и древнерусскими людьми.

Глава III
Соборные храмы нашего времени по сравнению с древнерусскими. Чем были для Киева и тогдашней Руси Владимиров Десятинный храм и святая София Ярославова? Соборы в удельный период нашей истории. Местонахождение их в детинце или кремле и последствия его. Патрональное значение соборного храма и святыни его для города и княжества. Погребение в соборах святителей, князей и лепших людей и собрание подле них народного веча. Смежность с соборными храмами святительских келий и княжеского дворца и важное значение ее. Соборы на службе городу своей казной.

Глава IV
Соответствовал ли их внешний и внутренний вид важному религиозно-общественному значению древнерусских соборных храмов? Побуждения для наших князей с епископами к украшению соборов. Летописные известия о благолепии последних. — Старания наших предков приблизиться к святой Софии Константинопольской в устройстве и убранстве хотя бы второстепенных храмовых частей. Мера среди церкви, ее отношение к омфалиям древнехристианских и особенно греческих храмов и литургическое назначение. — Заботы князей, епископов и частных лиц о возможно богатом снабжении утварями, одеждами и другими богослужебными принадлежностями соборных ризниц. Замечание о портах, шитых золотом и жемчугом во Владимире в XII веке. Происхождение нашего обычая украшать коврами и вообще дорогими тканями улицы и соборные храмы по праздникам из Константинополя.

Глава V
(Впечатления русских от богослужения Великой Константинопольской церкви и отличительная особенность последнего. — Как велико было число священнослужащих в древнее и старое время при наих соборах? Причисление к ним сенних и придельных попов с дьяконами. Возникновение на Руси соборов или сороков и смысл его. Отношения городского духовенства к малым и большим соборам и соборян с архиереем во главе к церквам приходским. Отпуск в последние утварей из соборной казны и посылка властей к празднику. Чем объясняется более тесная в древнейшее время связь приходского духовенства с соборным? Благие последствия ее по отношению к состоянию соборного богослужения на Руси. — Значение для последнего певческих сил. Кто были первые песнорачители при наших старейших соборах и на каком языке совершалась в первое время святительская служба в них? Значение наших древнейших богослужебно-певческих книг в решении этих вопросов. Замечания о наших демественниках, демественном пении и певчих дьяках. Вывод из всего сказанного по отношению к вопросу о прототипе нашей древней кафедрально-епископской службы и Уставе ее.

Глава VI
Вход на вечерне и выходы на утрени по праздникам теперь и в старое время на Руси. Замечание о числе и расположении в храме священнослужащих. Образ совершения ими вечернего входа и выхода по великом славословии на воскресной утрени по Чиновникам. Происхождение того и другого — из Великой церкви. Следы действования Устава последней на Руси. Выходы служащего духовенства на воскресных вечерне и утрени по Уставу Великой церкви, Павлу Алеппскому и Симеону Солунскому. Сходство в исполнении рассматриваемых обрядов на Руси и в Великой церкви и судьба их там и здесь. Распоряжение патриарха Никона и меры, предпринимавшиеся до него для поддержания благолепного исполнения входов и выходов и причины, поведшие к упадку и прекращению выхода служащих по великом славословии на воскресных утренях. Совершение последних среди церкви в некоторых наших соборах, как одно из доказательств действования некогда в них Устава святой Софии Константинопольской.

Глава VII
Замечание о хождениях просто и более или менее церемониально древнехристианских еископов и последующих владык к службе. Выход к последней Константинопольского патриарха. Как приходили к службе древнерусские святители? Сбор духовенства и властей в крестовой для их провождения. Обстановка и порядок совершения последнего. Вступление архиерея в храм, знаменование у святых икон и обычай прощения его со священнослужащими у престола и жертвенника. Выход из алтаря на середину храма для облачения. Практика всенародно-зрительного архиерейского облачения на Руси и у Греков и опыт объяснения происхождения последнего. Облачение священнослужащих в алтаре и связь его с обрядом возложения здесь одежд на посвящаемых. — Облачение архиереев в примыкавших к соборам епископиях и пристройках. Сведения о местонахождении и назначении диаконника при соборных церквах в древнее и позднейшее время и вывод из них по отношению к вопросу о месте первоначального облачения и разоблачения архиереев вообще, Константинопольского патриарха в частности.

Глава VIII
Келейное отправление часов перед службой восточными деспотисами. Слушание часов как и начала Литургии нашими архиереями в старое время и теперь на середине церкви. Историко-литургическое значение значение последней, подробности и происхождение малого входа. Обстановка и образ совершения его в древности. Возглашение так называемой великой похвалы. Пожелание многих лет первослужащему теперь и в старое время. Обычай многолетствований в древнем мире, у христиан первых веков и в Византии. Распросраненность его при дворе и в литургической практике последней. Формулы придворноцерковных многолетий и обряды, с которыми соединены были там и здесь последние. Осенение архиереем народа дикиро-трикирием; разнообразие в его совершении. Происхождение и смысл этого священнодействия и некоторых других, за ним на Литургии следующих.

Глава IX
(Краткое замечание о начальных действиях Литургии верных, вообще, и умовении архиереем рук, в частности. Чем оно вызывается и вызывалось? Древнехристианский обычай приношений; соображения и известия о месте собрания и рассмотрения последних. Возложение императорами воздухов, дискосов и потиров на престол и аналогия этому в литургийных обрядах. Приготовление диаконами евхаристийных даров, их перенесение и песнопения, коими сопровождалось оно. Появление херувимских гимнов, причина введения их и отношение к одному из них Константинопольского патриарха Евтихия. Время проскомидийного приготовления даров на основании рассказа папы Григория Двоеслова и некоторых литургических данных. Соответствие обстановки великого входа внутреннему значению его. Участие в перенесении даров императора и влияние сего на характер и обстановку обряда великого входа. Ношение на нем креста, сионов или иерусалимов, воздухов, плащаниц, покровов и других священных принадлежностей. Замечание о лицах, участвовавших в великом входе, и возглашениях, которыми он сопровождался. Поминовение на нем живых и умерших, постановка его в древней церкви и следы ее в нынешней архиерейской и обыкновенной священнической службе. Несколько замечаний об особенностях в практике приобщения священнослужащих на архиереской и соборной священнической службе на востоке и у нас в старое время.

Отзывы:
СИ. Смирнова и Н.А. Заозерского — Ж., 1907, 73—96.

Рец.:
1) Н.В. Покровский — Ц. Вед. Приб., 1908, 4, 193-197.
2) Н.Пальмов — ББЛ, 1908, вып. 12 (дек.), 375-382.
3) Ц. Вед., 1910, 31, 314 (извлеч. из представл. на премию).

Л-13. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, с предислов, и указат. — ЧОИДР, 1907, кн. IV и 1908, кн. II. Отд.: М., 1908, LIII+312.

Рец.: Н.Заозерский, Ж., 1909, с. 17-19.

Л-14. Литургия в первые века христианства (из лекций) — БВ, 1913, 7-8, 621-643; 10, 332-356, 12, 779-802.

Л-15. Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций). — БВ, 1915, 7—8, 563-601.

Л-16. Из чтений по церковной археологии и литургике, ч. И. Литургика, 286 с. — СП, 1918 (издал И.А. Голубцов).

В 1911 г. вышел также «Сборник статей по литургике и церковной археологии» (СП, 144 стр.), включающий статьи: Л-7, -9, -10, -И, А-13, -15, -17, -18; И-16, (изданный также И.А. Голубцовым).

 

Остались ненапечатанными:

— К истории праздничного убранства города Владимира во второй половине XII века, (реферат, приготовленный к докладу на Владимирском областном археологическом съезде 1906 г., но не доложенный за преждевременным закрытием съезда).

— дополнительные замечания к статье «Из истории изображения креста».

— Письмо … по поводу реставрации Троицкого собора Лавры.

 

 


 

 

Публикации в журнале «Богословский вестник»

Голубцов А.П. [Рец. на:] Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. 225 рис. в тексте и 12 табл. Спб. 1892 // Богословский вестник. 1892. Т. 2. № 4. С. 184-196.

Голубцов А.П. [Рец.на:] Георгиевский В. Флорищева пустынь : Ист.-археолог. описание. Вязники, 1896 // Богословский вестник. 1897. Т. 1. № 2. С. 362-367.

Голубцов А.П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери : Реф. на историко-археолог. съезде в Костроме // Богословский вестник. 1911. Т. 3. № 10. С. 364-371.

Голубцов А.П. Введение в церковную археологию // Богословский вестник. 1912. № 1. С. 192-215.

Голубцов А.П. Введение в церковную археологию // Богословский вестник. 1912. № 2. С. 2376-268.

Голубцов А.П. Историческое объяснение обрядов литургии // Богословский вестник. 1915. № 7/8. С. 563-601.

Голубцов А.П. К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии : (Тезисы Киево-Могилянской Коллегии 1713 г.) // Богословский вестник. 1903. Т. 2. № 7/8. С. 414-430.

Голубцов А.П. К характеристике состояния просвещения на Москве в первой половине XVII столетия : Речь перед защитой магист. дисс. (Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891) // Богословский вестник. 1892. Т.

Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства // Богословский вестник. 1913. № 7/8. С. 621-643.

Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства // Богословский вестник. 1913. № 10. С. 332-356.

Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства // Богословский вестник. 1913. № 12. С. 779-802.

Голубцов А.П. Материалы для истории древнерусской иконописи : (Опись церквей Иосифово-Волоколамского монастыря 1545 г. по рукописи Волоколамского монастыря № 689) // Богословский вестник. 1910. Т. 2. № 5. С. 182-195.

Голубцов А.П. Молитвенные храмы и открытые христианские храмы первых трех веков // Богословский вестник. 1896. Т. 1. № 3. С. 351-369.

Голубцов А.П. О выходах на воскресных вечерне и утрене в Древней Руси и их происхождении // Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 1-26.

Голубцов А.П. О древнейших изображениях Божией Матери // Богословский вестник. 1897. Т. 1. № 1. С. 25-48.

Голубцов А.П. О древнехристианской живописи // Богословский вестник. 1912. № 4. С. 649-682.

Голубцов А.П. О древнехристианской живописи // Богословский вестник. 1912. № 5. С. 76-114.

Голубцов А.П. О древнехристианской живописи // Богословский вестник. 1912. № 7/8. С. 536-575.

Голубцов А.П. О мере среди церкви в связи с вопросом о происхождении орлеца : Реферат в заседании XII Археолог.съезда в Харькове // Богословский вестник. 1903. Т. 2. № 5. С. 46-64.

Голубцов А.П. О начале, первых деятелях (1744-1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой лавры : Реферат на заседании X Археолог. съезда в Риге // Богословский вестник. 1903. Т. 2. № 6. С. 237-258.

Голубцов А.П. О предносной архиерейской лампаде // Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 7/8. С. 560-569.

Голубцов А.П. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным // Богословский вестник. 1905. Т. 3. № 9. С. 69-75.

Голубцов А.П. О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха : Реферат в заседании XIV Археологич.съезда в Чернигове // Богословский вестник. 1909. Т. 2. № 6. С. 260-279.

Голубцов А.П. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Св. Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. 1894. Т. 1. № 3. С. 446-462.

Голубцов А.П. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в Св. Землю, Рим и Царьград // Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 4. С. 63-88.

Голубцов А.П. О старом архиерейском месте в храме // Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 7/8. С. 570-583.

Голубцов А.П. Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древнецерковного обряда : Актовая речь // Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 3. С. 499-515.

Голубцов А.П. Об отношении христиан II-III столетий к искусству : Реферат в заседании VIII Археолог. съезда в Москве // Богословский вестник. 1903. Т. 3. № 10. С. 173-196.

Голубцов А.П. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб // Богословский вестник. 1897. Т. 2. № 4. С. 68-91

Голубцов А.П. Пятидесятилетие епископства папы Льва XIII-го // Богословский вестник. 1893. Т. 3. № 7. С. 123-138.

Голубцов А.П. Церковно-археологический музей при МДА // Богословский вестник. 1895. Т. 2. № 4. С. 120-140

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7