my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Архимандрит Иустин (Попович)

(1894—1979)

Архимандрит Иустин (Попович)
Архимандрит Иустин (Попович).
Портрет работы М.Масальцевой, 1991 г.

Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года. Рожденный в праздник Благовещения, получил имя Благое.

В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве».

В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня).

Вскоре после пострига по благословению Митрополита Сербского Димитрия (впоследствии Святейший Патриарх Сербский) отец Иустин отправился в Петербург, где поступил в Духовную академию.

В июне 1916 года отец Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет. Он учился здесь до 1919 года, затем возвратился на родину. В том же году отправился в Афины, где до 1921 года работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому», которую успешно защитил в 1926 году в Афинах (часть диссертации была впоследствии издана в журнале «Богословие, правда и жизнь», Афины, 1962. С. 153-175).

С 1921 года отец Иустин преподает в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию. В 1922 году он был рукоположен во иеромонаха.

В 1930 году Священный Синод Сербской Православной Церкви назначил отца Иустина помощником епископа Битольского Иосифа. Совместной задачей Владыки Иосифа и его помощника стала организация православных приходов в Чехословакии, особенно в области Прешова и так называемой Карпатороссии, где в то время началось возвращение униатов в лоно Православия.

Этому действительно трудному, но богоугодному делу отец Иустин отдал много сил. Помощи искали сами словацкие христиане. Поэтому Преосвященный Иосиф просил Священный Синод о хиротонии отца Иустина во епископа восстановленной Мукачевской епархии в Закарпатье. Но отец Иустин отказался от епископского сана.

В 1932 году отец Иустин возвращается из Чехословакии и начинает работу над первым томом «Догматики», который был опубликован в том же году. Затем он становится профессором Духовной семинарии в Сремских Карловцах. Через два года Священный Синод назначает его доцентом Богословского факультета университета в Белграде.

В 1935 году отец Иустин опубликовал второй том своей «Догматики», в котором излагает православное учение о Богочеловеке и Его деле (христология и сотериология).

Вместе с другими выдающимися представителями сербской духовной культуры отец Иустин участвует в те же годы в основании Сербского философского общества.

В 1948 году отец Иустин был назначен духовником женского монастыря Челье. Здесь он оставался до конца жизни, посвящая время молитве, богомыслию, научно-богословской и переводческой деятельности.

Ипользована статья Иеромонаха Нектария (Радовановича) «По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича)»

 

 

* * *

«Я обязан благовествовать Евангелие, — писал архимандрит Иустин, — ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите Евангельскую истину из меня, Евангельскую правду, Евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!.. А чувство без Христа? О, это есть вечный ад, в котором человек, сходя сума от мучения, непрерывно совершает самоубийство и никак не может его совершить».

 

Сочинения

Среди печатных трудов:

Догматика (3 тома)

Жития святых (12 томов)

(вышли в Белграде в 1972 — 1977 годах)

Важными источниками для отца Иустина послужили Синаксарий преподобного Никодима Святогорца, Жития святых (Четии Минеи) святителя Димитрия Ростовского, оригинальные греческие рукописи из различных критических изданий, Синаксарий Константинопольской Церкви и многие другие святоотеческие и богословские труды.

Гносеология святого Исаака Сирина

«Человек и Богочеловек. Исследования православного богословия» — собрание статей

Жизнь святого Саввы и святого Симеона

Православная Церковь и экуменизм

О подготавливаемом Святом и Великом Соборе Православной Церкви

О прогрессе и мельнице смерти (1933)

Достоевский о Европе и славянстве (1940)

Жизнь и деятельность св. Саввы как философия жизни (1953)

Философские отрывки (1957)

 

Неопубликованные произведения:

С Апостолом Павлом через жизнь
(многотомное толкование посланий Апостола Павла);

Толкования Соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова

Толкование Евангелий от Матфея и Иоанна

13-й том «Житий святых» — Триоди Постная и Цветная;

Акафисты многим святым и многочисленные другие богословские и литургические тексты.

 

«Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания» — докторская диссертация, защита в 1926 году в Афинах.

 

на русском языке:

Православная Церковь и экуменизм (М., 1997),

Достоевский о Европе и славянстве (СПб., 1998)

Толкование на 1-ое соборное послание св. апостола Иоанна Богослова

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7