К одной из своих книг Филон приложил небольшой
этюд «О созерцательной жизни», где изобразил скит терапевтов.
В Египте они основали небольшие колонии, центром которых был поселок
на берегу Мареотийского озера, к юго-западу от Александрии.
Филону особенно импонировало, что вступать в секту
побуждал людей не обычай, а свободное решение. По его словам, терапевтами
становятся из любви к Богу.
В описании Филона терапевты — настоящие монахи...
Каждый отшельник имеет отдельную хижину со специальным местом для
богомыслия и молитвы — монастерион. «Стремясь к бессмертной
и блаженной жизни, — говорит Филон, — и считая, что земная жизнь
уже кончилась, они оставляют имущество сыновьям и дочерям или другим
родственникам, по доброй воле заранее сделав их наследниками» (Филон.
О созерцательной жизни, 13). Они считают, что обрели богатство, которое
выше всех земных сокровищ, и ради него покидают «мир». Их связывают
между собой взаимная любовь и вера. Среди терапевтов немало женщин,
которые отказались от брака, предпочтя ему служение новой духовной
семье ...
Большую часть дня монахи проводили в чтении Библии
и медитациях. Периодически они устраивали общие собрания, во время
которых старейшины толковали Слово Божие, а все хором пели гимны.
Бдение завершалось ночным танцем, приводившим всех в состояние экстаза.
«Они пребывают в этом чудесном опьянении до утра, — замечает Филон,
— не чувствуя тяжести в голове и не смыкая глаз» (Филон. О созерцательной
жизни, 89)... «Словно неистовые вакханты, — говорит он, — они охвачены
восторгом, пока не узрят страстно желаемого» (Филон. О созерцательной
жизни, 12)...