my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Аграфы

АГРÁФЫ (точнее ÁГРАФА, т.е. незаписанные изречения Господни), изречения, приписываемые Иисусу Христу, к-рые не содержатся ни в канонич. Евангелиях, ни в *апокрифах (сохранившихся целиком).

Сам термин «Аграфа» был впервые предложен Кёрнером (1776), который положил начало их изучению.

Аграфы встречаются:

    1. в новозав. канонич. книгах (Деяниях, Посланиях);
    2. в творениях отцов и учителей Церкви и др. древних писателей;
    3. в древнехрист. богослужебных текстах;
    4. в древних рукописях, обнаруженных в новое время.

Происхождение: они либо

    1. сохранены устной традицией, либо
    2. являются фрагментами евангельских апокрифов, либо
    3. принадлежат ранней доканонич. фазе евангельской письменности, к-рая предваряла создание Четвероевангелия.

Подлинность Аграфы устанавливается гипотетически, по их родству с канонич. Евангелиями или, наоборот, по близости к апокрифам. Однако, как показали исследования, даже те Аграфы, которые могли действительно принадлежать раннему преданию, не вносят в вероучит. и нравств. смысл Евангелий ничего существенного.

 

Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

 

 

АГРÁФЫ (от греч. άγραφα — ср. р. мн. ч. от ά γραφος) — «незаписанные», устные (по отношению к слову), неписанные (по отношению к закону) слова...

 

Исследователи:

  1. Первое систематическое изложение и изучение было проведено в XVIII веке Корнером… В изданном на латинском языке в 1776 году сочинении «De sermonibus Christi agraphois» этот ученый исследовал 16 аграфов.
  2. Реш и Нестле. Причем первый из них по признаку несомненной подлинности отобрал 14 аграфов, а второй — 27.
  3. профессор А. П. Лопухин.
  4. епископ Михаил (Чуб) — «Аграфы в творениях святого священномученика Мефодия» («ЖМП», 1954, № 6).
  5. Некоторые ученые в число аграфов включали, помимо изречений Христа, отрывки из апокрифических, но не еретических Евангелий. Так, профессор М. Таубе описал 71 аграф.

 

Ввиду сомнительности некоторых источников определенно установить число аграфов невозможно.

Известные в настоящее время аграфы были записаны на греческом, латинском, сирийском, коптском, арабском и славянском языках. На славянском языке сохранились аграфы, содержащиеся в трудах святого священномученика Мефодия Патарского († 311).

 

Признаками подлинности того или иного изречения Христа являются:

  • во-первых, древность и неповрежденность источника, содержащего изречение;
  • во-вторых, соответствие аграфов духу евангельских слов Спасителя;
  • и, наконец, их конструктивная согласованность и схожесть с обычными евангельскими оборотами речи.

 

Деление аграфов:

  • а) содержащиеся в книгах Нового Завета, помимо Четвероевангелия;
  • б) сохранившиеся в неканонических евангелиях и не имеющие еретических искажений;
  • в) записанные в творениях отцов и учителей Древней Церкви и в древних литургических памятниках;
  • г) найденные в новооткрытых памятниках древнехристианской письменности.

 

Аграфы, содержащейся в книгах Нового Завета, помимо Четвероевангелия:

    • «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35).
    • 1 Кор. 11, 23-25;
    • 1 Кор. 7, 10-12;
    • 1 Фес. 4. 15-17.
    • «Не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою… клятвой» (Иак. 5, 12). Нагорная проповедь (Мф. 5, 33-37) дает основание предполагать, что апостол Иаков цитирует слова Христа.
    • По утверждению Оригена заповеди из 1 Фес. 5, 21-22 и Еф. 4, 26 принадлежат Самому Христу.
    • Сирийская «Дидаскалия», памятник церковной письменности III века, определяет слова из 1 Пет. 4, 8.
    • По мнению Дидима (конец IV в.) и Епифания († 403), слова апостола Петра (2 Пет. 3, 10) принадлежат Христу.
    • В Откровении есть слова, сказанные от первого лица: «Се иду, как тать» (16, 15).
    • Епифаний считает Христовым и другое известное выражение из Апокалипсиса: «Се, стою у двери и стучу» (3, 20).

 

Аграфы, сохранившиеся в апокрифических, но не еретических Евангелиях:

    • аграфа из Евангелия от евреев, в частности, приведенную блаженным Иеронимом: «Кто огорчевает дух брата своего, повинен в величайшем грехе» (3, кн. 3, 1936, с. 217).
    • текст, имеющийся в так называемом Кодексе Безы (Кембриджском), не вошедшем в Четвероевангелие. В поучении о выборе места на брачной вечери, кроме известных слов, приводимых евангелистом Лукой (Лк. 14, 8-11), содержатся следующие слова Христа: «Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим» (1, с. 301).
      Это выражение есть также в италийском переводе Нового Завета — одном из древнейших (II в.).

 

Слова Христа записанные в творениях отцов и учителей Древней Церкви и в древних литургических памятниках;

  • в «Апостольских постановлениях»: «Гóре имеющим и лицемерно (еще) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда» (1, с. 303).
  • Аналогичное выражение содержится в «Учении двенадцати апостолов».
  • В «Разговоре с Трифоном» мы находим следующее изречение: «В чем Я найду вас, в том и буду судить вас» (Диал. 47). Внутреннее единство этого выражения с притчей Спасителя о десяти девах (Мф. 25, 1-2) очевидно.
  • Ориген и Дидим приводят следующее изречение Господа: «Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства» (1. с. 302).

 

Из литургических текстов древней Церкви:

Слова «Душе истины… прииди и вселися в ны и очисти ны…» нашей известной молитвы «Царю Небесный…»
Эти слова составляли часть древнейшей молитвы, которая читалась христианами при Крещении. По преданию, словам этой молитвы Иисус Христос научил Своих учеников, как и словам молитвы Господней.

 

Аграфы, содержащиеся в новооткрытых памятниках древнехристианской письменности

В 1897 году в Египте английскими учеными Гренфелем и Хэнтом был открыт документ, получивший название «Лóгиа Иисý» или «Изречения Иисуса».

Находка представляла собой листок папируса, означенный номером 11, бывший частью неизвестного кодекса, содержащего некомментированные изречения Иисуса Христа на греческом языке. Каждое изречение начиналось словами: «Иисус говорит».

Издатели отнесли найденный папирус ко II веку по Р. X. В этом фрагменте — 8 изречений, два из которых не восстановлены, три — являются перефразировкой евангельских изречений и три представляют собой неизвестные слова Христа (№№ 2, 3. 5).

Особенно своеобразно звучит вторая половина пятого изречения: «Подними камень, и там ты найдешь Меня: расколи дерево, и там Я».

 

Парафраз статьи Богословско-литургического словаря

 

 

См. также:

Пивоваров Борис, диакон. Аграфы // Журнал Московской Патриархии. М., 1974. №08.

Таубе М.А. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа..., Варшава, 1936-49. В этой книге приведена и аргументация в пользу достоверности того или иного изречения.

Лопухин А.П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его... СПб., 1898

еп. Михаил (Чуб). Аграфы в творениях св. свщм. Мефодия, ЖМП, 1954, № 6

еп. Мих ил (Чуб). Памятники древнехрист. письменности. ЖМП, 1955, № 12; ПБЭ, т. 1, с. 297-316

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7