my studies и с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е ... |
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
АнтихристАнтихрист. Слово «Антихрист» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. Антихрист многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими именованиями. I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМИоанн подразумевает под Антихристом как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, к-рые уже сейчас, как предвестники собственно Антихриста, приходят (или уже пришли) в мир (1Ин 2:18; 2Ин 7). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что Антихрист уже сейчас присутствует в мире своим духом (1Ин 4:3). Антихрист и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Т.о., здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос (1Ин 2:22; 2Ин 7). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, к-рое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя несовершенными (ср. Быт 1:18). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе «для Еллинов безумие», 1Кор 1:23). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греч. логос «небесный Христос», ср. Ин 1:14) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Т.о., на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по к-рому люди могли бы прийти к Богу (Ин 14:6; ср. Ин 1:29; 3:16). Искупление, согл. этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим 6:20). Лжеучителя (гностики), к-рых Иоанн называет Антихристами, проникли не извне, а вышли из Церкви (1Ин 2:19). II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ1) еще в ВЗ Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, к-рый порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан 7:8,24 и след.; ср. 11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сир. царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времен. Упоминание в Мк 13:34 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако против-ников Бога в ВЗ следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа); 2) Сам Иисус говорит о «лжехристах» (Мф 24:24; Мк 13:22). Они отличаются от упомянутых выше лжеучителей-гностиков. Не сомневаясь в вочеловечении Христа, они выдают себя за Мессию, явившегося якобы во исполнение ветхозаветного обетования; 3) об Антихристе последних времен, противнике Христа, речь идет прежде всего в 2Фес 2: перед пришествием Господа, к-рое откроет Христа в Его силе и славе, должен явиться «человек греха, сын погибели». Этот А. будет «предвестником» явления Христа, и потому его приход даст верующим основание «поднять головы», ибо приближается избавление их (Лк 21:28). Он «человек греха» (в наиб. авторитетных греч. рукописях: «человек беззакония», 2Фес 2:3), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:4). Он средоточие всего богопротивного в человеке. Он «сын погибели», т.е. полностью враждебен Богу; 4) Антихрист и Церковь: Антихрист хочет воссесть «в храме Божием» (2Фес 2:4). Со дня Пятидесятницы «храм Божий» это Христова Церковь (1Кор 3:16 и след.; Еф 2:21 и след.). Ничто так не важно А. и сатане, как захватить и разорить Христову Церковь. Отчасти ему это удастся; Павел говорит об «отступлении» в конце времен (2Фес 2:3). Оно будет вызвано прежде всего ложными знамениями и чудесами, к-рые будут сопровождать приход зла к власти (2Фес 2:9-12; Откр 13:13 и след.). Но, несмотря на власть зла, в силе остается утешительное обетование о том, что Христос «убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» этого «беззаконника» (2Фес 2:8); 5) подобным же образом об Антихристе повествует и Откр 13. Он тот «зверь», к-рый соединяет в себе одном признаки четырех хищных зверей, в образе к-рых Даниил видел великие мировые державы (Дан 7). След., здесь речь идет о воплощенной сущности этой власти. Сатана вооружает Антихриста, как своего «христа», всей данной ему властью, чтобы тот добился мирового господства (Откр 13:2,7). Здесь речь идет о полит. вожде, к-рый становится объектом религ. поклонения и получает диктаторские полномочия. Он не чудовище, а блестящая личность, обещающая решение всех проблем и завоевывающая весь мир (ст. 3 и след.). Он появляется как подделка под Бога и даже творит чудеса, подобные тем, к-рые Бог творил в Свящ. истории. Имитируются даже смерть и чудо воскресения, так что зверь как воплощение Антихриста удостаивается поклонения (Откр 13:3 и след.) и преследует Христову Церковь (Откр 13:7,17). Одолевает Антихриста явление истинного Христа (Откр 17:14; 2Фес 2:8). Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда А. выведет свое войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Откр 19:19). Но до битвы дело не дойдет, поскольку предводители сторонников зла, зверь и лжепророк, будут схвачены (ст. 20) и казнены. За этим следует окончательный Суд над противостоящими Богу силами и созидание грядущего царства мира. Библейская Энциклопедия Брокгауза
См. также:«Об антихристе. Слова: Ипполита, Епископа Римского, Св. Ефрема Сирина и Св. Кирилла Иерусалимского; учение о нем Св. Иринея, Епископа Лионского, Св. Иоанна Златоустаго, Андрея Кесарийского и Св. Иоанна Дамаскина». Москва.
Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д.Сытина. Валовая улица,
собственный дом. 1895 г. От издателей 1. Ипполита, Епископа и мученика.
2. Св. Иринея, Епископа Лионского. 3. Св. Кирилла, Архиепископа Иерусалимского.
4. Св. Ефрема Сирина.
5. Св. Иоанна Златоустого.
6. Св. Андрея, Архиепископа Кесарийского.
7. Св. Иоанна Дамаскина.
8. Учение об Антихристе современных православных богословов. |