my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Антихрист

Антихрист. Слово «Антихрист» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 — дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. Антихрист многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими именованиями.

I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ

Иоанн подразумевает под Антихристом как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, к-рые уже сейчас, как предвестники собственно Антихриста, приходят (или уже пришли) в мир (1Ин 2:18; 2Ин 7). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что Антихрист уже сейчас присутствует в мире своим духом (1Ин 4:3). Антихрист и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Т.о., здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос (1Ин 2:22; 2Ин 7). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, к-рое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя — несовершенными (ср. Быт 1:18). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе — «для Еллинов безумие», 1Кор 1:23). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греч. логос — «небесный Христос», ср. Ин 1:14) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» — от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Т.о., на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по к-рому люди могли бы прийти к Богу (Ин 14:6; ср. Ин 1:29; 3:16). Искупление, согл. этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения — гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим 6:20). Лжеучителя (гностики), к-рых Иоанн называет Антихристами, проникли не извне, а вышли из Церкви (1Ин 2:19).

II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ

1) еще в ВЗ Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, к-рый порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан 7:8,24 и след.; ср. 11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сир. царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времен. Упоминание в Мк 13:34 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако против-ников Бога в ВЗ следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа);

2) Сам Иисус говорит о «лжехристах» (Мф 24:24; Мк 13:22). Они отличаются от упомянутых выше лжеучителей-гностиков. Не сомневаясь в вочеловечении Христа, они выдают себя за Мессию, явившегося якобы во исполнение ветхозаветного обетования;

3) об Антихристе последних времен, противнике Христа, речь идет прежде всего в 2Фес 2: перед пришествием Господа, к-рое откроет Христа в Его силе и славе, должен явиться «человек греха, сын погибели». Этот А. будет «предвестником» явления Христа, и потому его приход даст верующим основание «поднять головы», ибо приближается избавление их (Лк 21:28). Он — «человек греха» (в наиб. авторитетных греч. рукописях: «человек беззакония», 2Фес 2:3), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:4). Он — средоточие всего богопротивного в человеке. Он — «сын погибели», т.е. полностью враждебен Богу;

4) Антихрист и Церковь: Антихрист хочет воссесть «в храме Божием» (2Фес 2:4). Со дня Пятидесятницы «храм Божий» — это Христова Церковь (1Кор 3:16 и след.; Еф 2:21 и след.). Ничто так не важно А. и сатане, как захватить и разорить Христову Церковь. Отчасти ему это удастся; Павел говорит об «отступлении» в конце времен (2Фес 2:3). Оно будет вызвано прежде всего ложными знамениями и чудесами, к-рые будут сопровождать приход зла к власти (2Фес 2:9-12; Откр 13:13 и след.). Но, несмотря на власть зла, в силе остается утешительное обетование о том, что Христос «убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» этого «беззаконника» (2Фес 2:8);

5) подобным же образом об Антихристе повествует и Откр 13. Он — тот «зверь», к-рый соединяет в себе одном признаки четырех хищных зверей, в образе к-рых Даниил видел великие мировые державы (Дан 7). След., здесь речь идет о воплощенной сущности этой власти. Сатана вооружает Антихриста, как своего «христа», всей данной ему властью, чтобы тот добился мирового господства (Откр 13:2,7). Здесь речь идет о полит. вожде, к-рый становится объектом религ. поклонения и получает диктаторские полномочия. Он не чудовище, а блестящая личность, обещающая решение всех проблем и завоевывающая весь мир (ст. 3 и след.). Он появляется как подделка под Бога и даже творит чудеса, подобные тем, к-рые Бог творил в Свящ. истории. Имитируются даже смерть и чудо воскресения, так что зверь как воплощение Антихриста удостаивается поклонения (Откр 13:3 и след.) и преследует Христову Церковь (Откр 13:7,17). Одолевает Антихриста явление истинного Христа (Откр 17:14; 2Фес 2:8). Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда А. выведет свое войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Откр 19:19). Но до битвы дело не дойдет, поскольку предводители сторонников зла, зверь и лжепророк, будут схвачены (ст. 20) и казнены. За этим следует окончательный Суд над противостоящими Богу силами и созидание грядущего царства мира.

Библейская Энциклопедия Брокгауза

 

См. также:

«Об антихристе. Слова: Ипполита, Епископа Римского, Св. Ефрема Сирина и Св. Кирилла Иерусалимского; учение о нем Св. Иринея, Епископа Лионского, Св. Иоанна Златоустаго, Андрея Кесарийского и Св. Иоанна Дамаскина».

Москва. Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д.Сытина. Валовая улица, собственный дом. 1895 г.
http://www.wco.ru/biblio/books/anti1/

От издателей

1. Ипполита, Епископа и мученика.

Слово о Христе и Антихристе

2. Св. Иринея, Епископа Лионского.

О тираническом царстве Антихриста

3. Св. Кирилла, Архиепископа Иерусалимского.

Из огласительного слова о втором пришествии Христовом

4. Св. Ефрема Сирина.

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие Антихристово

5. Св. Иоанна Златоустого.

Об Антихристе

6. Св. Андрея, Архиепископа Кесарийского.

Из толкования на Апокалипсис

7. Св. Иоанна Дамаскина.

Об Антихристе

8. Учение об Антихристе современных православных богословов.

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 7