Церковные историки
Греческие церковные историки
Секст Юлий Африкан
Евсевий Кесарийский
- «Хроника» (Libri chronicorum II)
- Церковная история (Historia ecclesiastica)
- Слова о Константине, или Жизнь Константина (Vita Constantini).
V и VI вв.
Филосторгий
- 12 книг, из которых каждая начинается одной из букв его имени. Это
произведение, ввиду неправославия автора его, не было распространено
в Византии, и мы знаем его по выпискам, сделанным Фотием (Biblioth.
cod. 40)
Исихий, пресвитер иерусалимский
Филипп, пресвитер сидский
- труд не сохранился
отзыв → Фотий (cod. 35).
Три историка, которых можно назвать синоптиками, как описывавших приблизительно
одно и то же время:
1. Сократ Схоластик.
2. Ермий Созомен
3. Феодорит кирский
* * *
Феодор Чтец
- Свод церковной истории в 3-х книгах
Сохранилось сокращение
Иоанн Диакриномен
Василий киликийский
Евагрий, антиохийский схоластик
Писателей в этом направлении не появляется до XIV века
Византийские гражданские историки и хронисты
В византийской истории события политические и церковные перемешиваются
между собою, так что лица, бравшиеся за церковную историю, делали много
сообщений и политических.
Интерес к церковным делам потом настолько
ослабел, что не делается даже различия между церковными и политическими
событиями, а сообщаются все они вместе. Таким образом, церковная
история теряется в государственной истории, так что церковная история
в собственном смысле почти исчезает, остается лишь гражданская.
Прокопий
кесарийский
- 2 книги «De bello Persico»,
- 2 книги «De bello Vandalico»,
- 4 книги «De bello
Gothico» [Opera omnia ed. Haury, vol.I—II, 1905],
- «Ανέκδοτα»,
или «Historia arcana» [изд. Крашенинникова 1899],
Панодор
- хроника для нас не так ясен, но относительно
Анниан
- его хроника возникла из пасхальных записей (цикл от сотворения
мира) и представляет собою канон, по которому должно было вычислять
время пасхи.
Тимофей антиохийский
Феофил антиохийский
Иоанн Малала, антиохийский
хронист
- Труд его не
сохранился до нас в подлиннике. То, что имеется, представляет выдержки
из его труда произвольно сокращенного.
Иоанн
антиохийский
- авторо «Археологии» (история
от Адама), сохранившейся в отрывках.
неизвестный автор
патриарх Никифор
константинопольский
- «Ιστορία σύντομος» («Краткая
история») —
от 610 по 769 г.
- «Χρονογραφικόν σύντομον» («Летописец
вкратце») — сочинение, заключающее список патриархов и царей
ветхозаветных и новозаветных с обозначением годов их служения
и правления.
Феофан
Исповедник
- «Χρονογραφία» — хронику,
обнимающую 528 лет, с первого года царствования Диоклетиана до
второго года царствования императора Михаила, или с 285 года до 11
июля 813 года.
монах Георгий, известный под именем
Амартола
анонимный автор
- Хроника (813—961) состоит из 6 книг: 1—4 книги принадлежат
автору, 5-я книга составляет собственное сочинение Константина Порфирородного,
который пользовался хроникой Генесия; 6-я (886-961) — опять
автору [или, может быть, Феодору Дафнопату]. Хроника анонимного
автора — самая содержательная.
Симеон Магистр и Логофет
- хроника от Адама до Романа II (959-963).
Лев Грамматик
- закончил
свою хронику 8 июля 1013 года.
Генесий.
Лев диакон
- в 10 книгах история времени от 959 по 975 г.
Михаил Пселл
- кроме хронографии (976-1059-1077), писал еще
биографии.
Иоанн
Скилица фракисийский
- Он с 812 довел
хронику до 1081 года.
заключили,
что Иоанн фракисийский списал свою хронику по 1057 г. с хроники
Кедрина
Георгий Кедрин
Иоанн Зонара
- История Зонары
обнимает 18 книг; 6 книг посвящены древней истории, а 12 — римской
и византийской истории.
Михаил Глика, ХII в.,
Константин
Манасси, XII в.,
Иоиль, XIII в.,
Ефрем, XIV
в.
Никифор Каллист
- Последний церковный историк в Византии
- намеревался написать церковную историю
в 23 книгах; но до нас дошло только 18 книг (доведена история
до 610 г.), а от следующих книг сохранились только заглавия (до
911 г.).
Латинская церковная историография
Переводы
Руфин
- Труд Евсевия перевел в 410 году
Епифаний схоластик
- Перевод сочинения
Сократа, Созомена и Феодорита (historia tripartita)
Анастасий, римский библиотекарь († ок. 886 г.)
- перевел труды Георгия Синкелла,
Никифора и Феофана (отчасти обработал)
на латинский язык.
Иероним
- Хроника Евсевия, именно вторая часть — каноны,
переведена, обработана и продолжена.
* * *
Лактанций
- О смерти преследователей (De mortibus
persecutorum)
Руфин
- обработка на латинском языке истории Евсевия, и доведение
ее до смерти Феодосия (395)
- «Historia monachorum»
Павел Орозия
- «Historiarum contra paganos libriseptem» («Семь
книг историй против язычников»)
Сульпиций Север
- Chronicorum libri duo
- Жизнеописание Мартина турского
Либерат, архидиакон карфагенский
- «Breviarium causae Nesto-rianorum et Eutychianorum» («Краткое
изложение дела несториан и евтихиан»)
Виктор, епископ витский
«Historia persecutionis Wandalicae»
о преследование христиан
арианами-вандалами в Африке
Григорий Турский
- «(Церковная) история Франков»)
Beda Venerabilis († 735), Historia ecclesiastica
gentis Anglorum, II. 5 (Беда Достопочтимый, «Церковная
история англов»); Paulus Diaconus (t post 773), Historia
Langobardorum, II. 6 (Павел Диакон, «История лангобардов»).
Проспер, аквитанский пресвитер
- в «Chronison integrum» продолжил
труд Иеронима с 379 до 455 года.
епископ Идатий (Hidatius, Idacius) аквэфлавийский
- Параллельно с Проспером вел дело продолжения хроники Евсевия,
произведение
начинается с 375 г. и оканчивается 469 г.
Марцеллин
- продолжатель хроники Евсевия:его труд обнимает время от 379—534
гг.
Виктор туннунский, епископ нумидийский
- Хроника его — с 444 по 567 г.
Монографии
Иероним
- «De viris illustribus»
(так называемый
каталог церковных писателей), составлен на основании Евсевия
и доведенныый до 392 или 393 года
Геннадий марсельский
- «De viris illustribus», продолжение
до 460 года,
Исидором севильским
- «De viris illustribus», продолжение
Ильдефонс
толедский
- «De viris illustribus», продолжение
* * *
«Liber Pontificalis»
|