my studies

История церкви, патрология, богословие...

Краеугольный камень


1) согл. Ис 28:16, «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4);
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14);

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7.

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след.указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

* * *

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Вера Боринг

* * *

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

* * *

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла — верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Юрий Федоров