Источники Иоаннова крещения

Что касается смысловых источников крещения Иоанна, то здесь у ученых нет единого мнения.

1. Омовения, совершаемые кумранитами

Некоторые из ученых считают, что Иоанн использовал те омовения, которые совершали кумраниты. Однако нельзя со всей уверенностью сказать, что кумраниты практиковали некий особый обряд посвящения, который можно было бы назвать крещением. Предпологается, у них существовали ежедневные омовения, совершаемые теми, кто уже являлся членом общины. Тем не менее возможно, что Иоанн использовал эти омовения для того, чтобы выработать свой уникальный обряд.

2. Крещение прозелитов

Другие исследователи усматривают основу для крещения Иоанна в крещении прозелитов. Когда язычник обращался в иудаизм, он должен был пройти через ритуальное омовение (крещение) и принять обрезание. Проблема, однако, в том, совершалось ли такое крещение в новозаветные времена. Порой это отрицают, однако специалисты в области еврейской литературы отстаивают обратное.

Некоторые считают, что Иоанн не мог относиться к евреям так, как к язычникам, однако вполне возможно, что в этом и состоит суть его крещения. Приближение Божьего Царства означает, что иудеи не могут черпать уверенность из того факта, что они — дети Авраама; если они не покаются, у них ровно столько же возможностей войти в Царство, сколько у язычников; и те, и другие должны покаяться и засвидетельствовать свое покаяние принятием крещения.

3. Ветхозаветные церемониальные омовения

Быть может, исторический фон для Иоаннова крещения надо искать в обычных ветхозаветных церемониальных омовениях. От священников, например, требовалось, чтобы они омывали себя перед совершением служения в святилище, а что касается народа, то и ему предписывалось совершать определенные омовения по разным поводам.

Новый смысл крещения

Каким бы ни был исторический фон Иоаннова крещения, Иоанн придает обряду погружения новый смысл, призывая к покаянию в свете наступающего Царства.

 

Парафраз: Джордж Элдон Лэдд. Теология Нового Завета