Бострийский собор
Собор в Бостре (провинция Аравия) по делу еп. Берилла
Основание:
Собор
созывался по делу Берилла,
епископа Бостры,
кот. впал в заблуждение.
Дата:
~ 40-е гг. III века
Состав:
Собор состоял по всей видимости из епископов провинциальных городов
Аравии (римской провинции), иначе Евсевий перечислил бы др. провинции.
Приглашенный Ориген сыграл
основную роль на соборе.
Основной источник — рассказ Евсевия:
Берилл, недавно упомянутый нами епископ Бостры Аравийской, нарушая
церковное правило, попытался внести в наше вероучение нечто
ему чуждое: осмелился говорить, что Спаситель и Господь наш до Своего
прихода к людям не имел ни собственной сущности, ни собственной
Божественности, что в Нем только пребывала Отчая.
(2) Очень многие епископы рассматривали его мнение и говорили о нем;
был приглашен и Ориген. Он начал свою беседу с вопросов, выясняющих образ мыслей
собеседника; ознакомившись с ним, убедил его своими рассуждениями, выправил
его неправоверие и вернул к прежней здравой вере, показав истину догматов.
(3) И доныне имеется подробный отчет о тех событиях: заявления Берилла,
постановление собора, созванного по этому поводу, вопросы Оригена и беседы
его с Бериллом, происходившие в местной Церкви.
Евсевий. Церковная история VI, 33
Аргументы против существования собора:
- трудно предположить,
чтобы епископы сравнительно незначительных провинциадльный
городов (провинции Аравии) осмелились судить
епископа метрополя.
- детали Евсевиева разсказа не подходятъ
под определение собора, (напр. — предварителъное
частное собеседование Оригена с Бериллом, их
оживленныя переписка)
Опровержения:
- история знает подобные соборы:
напр. соборы антиохийской церкви, по делу
ее епископа — IIавла самосатскаго.
- ...
Использованная литература:
Покровский А. И. Соборы древней церкви
эпохи первых трех веков. - Сергиев Пасад,
1914. - С.328-342.
наверх |