Кирилл, епископ иерусалимский (315-386) св. отец
церкви, с 351 г. епископ иерусалимский. Живя во время
наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут
ими с епископской кафедры. Иероним и др. его самого
причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы
он получил от арианина Акакия (епископа кесарийского)
и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого
мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих
сочинениях слова единосущный (όμοούσιος)
об И. Христе, как и слова ипостась, в смысле,
установленном Никейским собором, и хотя принимал символ никейский,
но в церковной
практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской.
Однако, он присутствовал на II вселенском соборе как
епископ православный, и в актах собора упоминается как «подвизавшийся
против ариан»; Феодорит Кирский называет его «поборником
учения апостольского». По образу мыслей Кирилл был,
по-видимому, близок к знаменитому Евсевию, епископу соседней с Иерусалимом
Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих
поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов
церкви IV в., Кирилл имел, однако, хорошее образование не только
богословское, но и общее. Из проповедей его (импровизаций,
записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι)
и тайноводственные (μισταγωγικάι)
поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских
догматов, таинств и обрядов. Некоторые протестантские богословы
(в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать,
что автором этих поучений Кирилл не был, но в настоящее
время принадлежность их К. стоит вне всякого сомнения, хотя
последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе
не ранее как два века спустя после его смерти. Кроме поучений,
известны еще следующие сочинения К.: послание к императору Констанцию
о явлении в 351 г. креста под Голгофой, беседа «О расслабленном» и отрывки
из беседы «О претворении И. Христом воды в вино
в Кане».
См. Н. И. Барсов, «Представители догматико-полемического
типа проповеди в IV в.» (Харьков, 1886); Tou tté e (при
его издании сочинений К.), De vita et rebus gestis, de scriptis
et de doctrina Cyrilli; Tillemont, Mé moires
(т. VIII);
Oudin, De script. eccesiast. (т. I); Ceiller, Histoire
g éné rale des auteurs (т. VI, по изданию
1860 г.); монографии: Plitt, De Суrilli orationibus,
quae exstant (Гейдельберг, 1855); Marquardt, S. Cyrillus,
baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres (Лейпциг, 1882); архимандрит
Порфирий, «Кирилл Иерусалимский», в «Прибавлениях
к творениям св. отцов» (в русском переводе, 1855).
Издание сочинений К.: Morel (П., 1564); Pr é vot (П., 1608);
Milles (Oxford, 1703); Touttée (П., 1720 и Венеция, 1763,
лучшее из всех); Reisel et Kupp (1848); Migne, в Patrologia
cursus (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Touttée; русский
перевод, Москва, 1855). Для установления подлинного греческого текста
творений К. весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся
в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского
и Невоструева). |