Мои конспекты
И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Свт. Афанасий Великий
Послание о Соборах,
бывших в Аримине италийском
и в Селевкии исаврийской

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 92–165.
(Репр. изд.: СТСЛ, 1903).

Источник в интернет: http://www.russportal.ru

Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына

 

1) И до вас, может быть, доходил слух о пресловутом и до-ныне Соборе; потому что всюду носились пригласительныя послания от Царя и областных правителей к призываемым на Собор. Но поелику, по любоведению, желаете вы знать деяния Собора, то почел я приличным довести до вашего сведения, что сам видел и узнал в точности, чтобы, слушая других, не колебаться вам мыслию, тем более, что некоторые обыкли разсказывать о делах иначе, нежели как они были.

Итак, в Никеи назначенных там соборных заседаний не было, а вышел новый указ Епископам западных областей сойтись в Аримине италийском, а Епископам восточных областей собраться в исаврийской Селевкии, называемой по местности суровою. Предлогом к сему собранию, как носилась молва, было разсуждение о вере в Господа нашего Иисуса Христа. Выставляли же сей предлог Епископы паннонские, Урзаций, Валент и некто Герминий, и сирийские — Акакий, Евдоксий, так-же Патрофил Епископ города, получившаго имя от скифов [1]. Они-то, всегда держась Ариевой стороны, и сами не разумея, почему веруют, на чем утверждаются, обольщая то того, то другого, и разсевая семена своей ереси, привлекли на свою сторону некоторых людей значительных и самого Царя Констанция, как еретика, и прикрываясь необходимостию разсуждать о вере, домоглись, чтобы состоялся Собор, думая, что оным можно будет затмить им Собор Никейский, всех переуверить и сделать, что вместо истины одержит всюду верх нечестие.

2) Дивлюсь прежде всего (я думаю, и всякий сколько-нибудь разумный человек с удивлением смотрит на это), почему, когда назначено быть вселенскому Собору и все ожидали его, Собор вдруг разделен, и одни стали сходиться в одном месте, а другие собираться в другом; разве, может быть, и это было делом Промысла, чтобы на каждом из этих Соборов обнаружилось нелестное и чистое мудрствование о вере в одних, и обличилось сомнительное и подозрительное поведение других. А потом представлялось нам с здешними искренними братиями неприличие такого собрания; скорбели мы внутренно, разсуждая: что побуждало приводить в смятение вселенную, и тем, которые в это время назывались клириками, ходить туда и сюда, и доискиваться, как научиться им веровать в Господа нашего Иисуса Христа? Ибо, если они уже веровали, то не стали бы доискиваться, как неимеющие веры. Немалым соблазном было это для оглашенных, и язычникам подавало не легкий, но сильный, повод к смеху, что христиане, как будто только пробудившись от сна, начинают доискиваться, как им веровать о Христе. Итак, называемые их клирики, присвояющие себе преимущество пред народом, как учители, обличили теперь себя неверующими, доискиваясь, чего не имеют.

И Урзаций с своими сообщниками, быв виновником этого, не знал, какой собирает себе гнев, когда Господь и чрез Святых говорит: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5); и Сам вещает в Евангелии: Иже аще соблазнит единаго малых сихь, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его и потонет в пучине морстей (Матф. 18, 6), неже да соблазнит от малых сих единаго, как присовокупил Лука (Лук. 17, 2).

3) Ибо чего в учении благочестия не доставало вселенской Церкви, чтобы ныне разыскивать о вере, и им в своих изложениях веры выставлять имена ипатов настоящаго времени? — Урзаций, Валент, Герминий и прочие с ними сделали, чего еще не бывало и о чем никогда не было слышимо у христиан. Написав, как пожелали они веровать, выставили ипатство, месяц и число текущаго времени, показывая тем всякому разумному человеку, что вера их возимела начало не прежде, но теперь только при Констанции; потому что написали все это в пользу своей ереси. Притом, пиша повидимому о Господе, именуют они себе иного владыку, Констанция; потому что он дал владычество их нечестию; и отрицающие вечнаго Сына назвали Констанция вечным Царем. Так христоборны они в нечестии!

Но поводом выставлять ипатство служит для них, может быть, указание времени у святых Пророков. Впрочем, если осмелятся и это сказать, то объявят тем свое невежество. Пророчества святых содержат в себе упоминание о времени. Исаия и Осия были во дни Озии, Иоафама, Ахаза, и Езекии; а Иеремия во дни Иосии; Иезекииль же и Даниил при Кире и Дарие, и другие Пророки пророчествовали в иныя времена, не начало полагая богочестию (оно было и прежде их, и всегда, даже прежде сложения мира Бог уготовал нам его во Христе), и не означали тем времени веры своей (и до сего времени были они верующие), указывалось же этим время проповеди. А проповедь их касалась преимущественно Спасителева пришествия, вслед же за сим — и будущей судьбы израиля и язычников. И означалось время не начала веры, как сказал я выше, но самых Пророков, когда они жили и пророчествовали это.

Но нынешние мудрецы сии, не историю излагая и не будущее предсказывая, но написав: изложена вера вселенская, присовокупили и ипатство, и месяц, и число, чтобы, как Святые надписывали время событий и своего служения, так и им указать время своей веры. И пусть писали бы это о своей вере, потому что она началась ныне, но не осмеливались бы писать сего о вере вселенской! Ибо не написали: мы так веруем, но: изложена вера вселенская.

4) Посему, дерзость намерения обличает их невежество; а выдуманный ими новый способ писать сообразен с арианской ересию. Ибо, написав таким образом, показали, когда начали они веровать и с какого времени намерены проповедывать свою веру. И как, по слову Евангелиста Луки, издано повеление (Лук. 2, 1) о переписи, прежде же не было сего повеления, но возимело оно начало с того дня, в который издано писавшим; так и они, написав: «изложена ныне вера», показали, что мудрование их ереси есть нечто новое, и что прежде его не было. А если присовокупили: вера вселенская; то, сами того не примечая, впали в неразумие фригийских еретиков, так-как и те подобно им говорят: «нам первым было откровение, от нас начинается христианская вера». И как те Максимиллу и Монтана, так эти, вместо Христа, надписывают владыку Констанция. Если же, по словам их, вера имеет начало с нынешняго ипатства, что тогда делать Отцам и блаженным мученикам. Что и им самим делать с теми, которые ими были оглашены и почили прежде сего ипатства? Как пробудить их, чтобы изгладить в них, чему, повидимому, были научены, а всеять, что изобретено и написано ныне? Таково невежество этих людей, умеющих только выдумывать предлоги, но предлоги нелепые и невероятные, по следам которых идет обличение.

5) Собор в Никеи был не просто, но по необходимой нужде и по основательной причине. Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве, и совершали Пасху с иудеями. Возстала также против вселенской Церкви арианская ересь, и защитниками, заботившимися о ней и злоумышлявшими противу благочестивых, имела Евсевия и его сообщников. Такова была причина вселенскаго Собора, чтобы праздник совершаем был повсюду в один день, и возникающая ересь предана была анафеме. Это и было сделано. Сириан убедили; а ересь арианскую объявили предтечею антихриста, и весьма хорошо сделали, издав изложение веры, написанное против этой ереси. Впрочем, и при таком числе писавших не осмелились они на что-либо подобное сделанному сими троими или четверыми. Ибо не выставили ипатства, месяца и числа; но о Пасхе написали: постановлено нижеследующее (ибо тогда только было постановлено, чтобы все исполняли это); а о вере написали не «постановлено», но: «так верует вселенская Церковь», и вслед за сим исповедали, как они веруют, показывая тем, что учение их есть не новое, но апостольское, и что написанное ими не ими изобретено, но есть то-же самое, чему научили Апостолы.

6) А составляемые ими ныне Соборы какую имеют основательную причину? Если явилась какая новая ересь после арианской, то пусть скажут в точных словах, что вымышлено сею ересию и кто ея изобретатели? Пусть также письменно, как поступили Отцы в Никеи, предадут анафеме ереси, бывшия прежде сего Собора, в числе которых находится и арианская, чтобы показать тем, что и у них есть какой-либо достойный вероятия предлог сказать новое. Если же ничего подобнаго не было, и не могут они показать сего, вернее же то, что говорят это, держась сами нечестия Ариева, и обличаемые, ежедневно меняют свои мысли; то какая нужда в Соборах, когда и против арианской ереси и против других ересей достаточно Собора бывшаго в Никеи, который осудил все эти ереси здравою верою? Ибо и пресловутый Аэтий, прозванный безбожником, оказывается смелым не как изобретатель собственнаго безумия, но и он с обольщенными им потерпел крушение, обуреваемый арианским иноверием. Поэтому, напрасно ходят они всюду и выставляют в предлогь, что ради веры пожелали Соборов. Всего достаточнее божественное Писание. А ежели есть нужда для сего и в Соборе, то имеем определения Отцев; собиравшиеся в Никеи не вознерадели об этом, но так прекрасно написали, что с искренним сердцем читающие писания их могут по ним содержать в памяти благочестивую веру во Христа, возвещенную в божественных Писаниях.

7) А поелику нет у них ничего основательнаго, хотя они и вымышляют предлоги, однако-же во всем встречают затруднения, то остается уже им сказать: «прекословя бывшим прежде нас и преступив предания Отцев, пожелали мы, чтобы составился Собор; но убоявшись также, чтобы, когда соберутся все во едино, старание наше не оказалось опять напрасным, пожелали, чтобы Собор разделен был на два, и нам, когда отделится одна часть, показав написанное нами, можно было привлечь к себе большинство, угрожая покровителем нечестия — Констанцием, а таким образом сделать недействительным совершенное в Никеи, прикрыв себя простотою написаннаго нами». Если же не сказали они этого прямыми словами, то с этою именно мыслию все делали и приводили в смятение. И действительно, неоднократно высказав и написав многое на разных Соборах, никогда не упоминали об арианской ереси, как о зловредной. Но если же иногда некоторые из присутствующих осуждали ереси, то они защищали ересь арианскую, которую анафематствовал Собор Никейский, и даже с любовию принимали говорящих по-ариански. Посему и это служит сильным доказательством, что нынешние Соборы измышлены не ради истины, но к уничтожению совершеннаго в Никеи. Но, и что сделано ими и подобными им на этих самых Соборах, не менее показывает справедливость сказаннаго. Ибо нужно, наконец, сделать известным в подробности, как это происходило.

8) Все ожидали, что приглашенные Царскими посланиями соберутся во едино и составится один Собор. Но когда Собор разделен, и одни отправились в суровую Селевкию, а другие собрались в Аримин, и было уже там более четырех сот Епископов [2]; тогда в этот же город пришли Герминий, Авксентий, Валент, Урзаций, Демофил и Гаий. Все прочие Епископы беседовали от божественных Писаний, а они показывали хартию, и читая имена ипатов, требовали предпочесть это всему Собору и ни о чем более не спрашивать еретиков, не изведывать их мыслей, но довольствоваться этим одним. Написанное же ими было следующее:

«Изложена вера вселенская в присутствии Государя нашего благочестивейшаго и победоноснаго Царя Констанция Августа, вечнаго, досточтимаго, в ипатство светлейших Флавиев, Евсевия и ипатия, в Сирии в одиннадцатый день июньских календ.

Веруем в единаго, единственнаго и истиннаго Бога Отца Вседержителя, Творца и Зиждителя всяческих; и в единаго единороднаго Сына Божия, прежде всех веков, прежде всякаго начала, прежде всякаго умопредставляемаго времени, прежде всякой умопостижимой сущности, безстрастно рожденнаго от Бога, — Сына, Которым совершились веки и все пришло в бытие; рожденнаго же единородным, единственнаго от единственнаго Отца, Бога от Бога, подобнаго родшему Его Отцу, по Писаниям; — Сына, рождения Котораго никто не знает, разве только один родший Его Отец. Знаем, что сей единородный Сын Божий по Отчему мановению пришел с небес во отметание греха (Евр. 9, 26), родился от Марии Девы, пребывал с учениками, исполнил все домостроительство по Отчему изволению, распят, умер, снисшел в преисподнюю, и там совершил Свое домостроительство (и вратники адовы, увидев Его, ужаснулись), воскрес из мертвых в третий день, пребывал с учениками и по исполнении всего домостроительства, по истечении четыредесяти дней, взят на небеса, седит одесную Отца, и в последний день воскресения во славе Отчей приидет воздать каждому по делам его. Веруем и в Святаго Духа, Утешителя, Котораго сам Единородный Божий Иисус Христос обетовал послать роду человеческому, по написанному: отхожу ко Отцу Моему, и умолю Отца, и иного Утешителя пошлет вам, Духа истины, — Он от Моего приимет, научит и воспомянет вамь вся (Иоан. 14, 16. 17. 26; 15, 26). Поелику же наименование «сущность» Отцы употребили по простоте, народу же оно непонятно и приводит в соблазн тем, что не находится его в Писаниях; то заблагоразсудили исключить это наименование, и впоследствии, говоря о Боге, совершенно не упоминать о сущности; потому что божественныя Писания нигде не упоминают слова «сущность» об Отце и Сыне. Нарицаем же Сына по всему подобным Отцу, как говорят и учат святыя Писания».

9) По прочтенин этого в скором времени узнано коварство писавших. Епископы предлагали с прочими ересями предать анафеме ересь Ариеву, и на это все были согласны; но Урзаций, Валент и бывшие с ними отказывались; тогда стало уже заметно, что написали они это не искренно, но с намерением — сделанное в Никеи обратить в ничто, и вместо того ввести злоименную ересь. Посему, подивившись хитрым их речам и коварному намерению, Отцы сказали: «собрались мы, не потому что имеем нужду в излбжении веры (мы храним в себе здравую веру), но чтобы постыдить прекословящих истине и замышляющих нововведения. Поэтому, если вы написали сие, как теперь только начинающие веровать, то вы не клирики, а вступаете только в чин оглашенных. А если, с какою мыслию собрались мы, ту-же имея и вы пришли; то будем все единомысленны, ереси предадим анафеме, а сами будем хранить Отеческия предания, чтобы не было более поводов к составлению Соборов после того, как предварили нас собравшиеся в Никеи и сделали все полезное для вселенской Церкви». Но когда и на это согласны были все Епископы, упомянутые выше отказались. И все уже, признав их невеждами, обманщиками, а лучше сказать — еретиками, подтвердили Собор, бывший в Никеи, и разсудили довольствоваться им, а упомянутых выше Урзация, Валента, Герминия, Авксентия, Гаия, Демофила объявили еретиками, и низложив их, как в действительности не христиан, но ариан, написали против них на латинском языке следующее, по возможности переведенное на язык эллинский:

10) Список с соборнаго послания к Констанцию Августу.

Уверены мы, что постановленное уже давно было учинено по Божию повелению и по указу твоего благочестия. Ибо из всех городов западных собрались все мы Епископы вместе в Аримин, чтобы известною сделалась вера вселенской Церкви и явными стали противомыслящие. И после того, как нашли мы по многом разсмотрении дела, заблагоразсуждено — ту издревле пребывающую веру, которую и Пророки и Евангелия и Апостолы проповедали во имя Господа нашего Иисуса Христа, сию хранительницу царства твоего и покровительницу здравия твоего, всегда содержа, нам хранить и, до конца храня, соблюдать. Ибо неуместным и непозволительным оказалось переменять что-либо из того, что в Никеи вместе с достославным Константином, отцом и Царем твоим, законно разсмотрено и определено, то-есть, из того учения, из того верования, которое возвещено и доведено до слуха и понятия всех людей, которое одно противоборственно ереси Ариевой и для нея губительно, которым не только сия, но и прочия ереси низложены, к которому действительно и приложить что-либо опасно, и отнять от него что-либо бедственно, так-что в том и другом случае врагам откроется свобода делать, что хотят.

Посему-то Урзаций и Валент, которые издавна были сообщниками и единомышленниками арианскаго учения и объявленные отлученными от общения с нами, чтобы снова вступить в него, просили принять их покаяние и даровать им прощение в том, в чем сами себя признали погрешившими, как свидетельствуют сделанныя ими подписи. (Ради всего этого оказана была им пощада и вины прощены. Происходило же это в то время, как было соборное заседание в Медиолане, где присутствовали и пресвитеры римской Церкви). Сии, говорим, Урзаций и Валент, хотя знали, что и по кончине достойный памяти Константин со всяким тщанием и испытанием изложил веру письменно, и что после того, как он крестившись скончался и отшел к подобающему миру, неуместно вводить что-либо новое и презреть стольких святых исповедников и мучеников, составивших и написавших сии определения, пребывших мудрствующими во всем по древнему уставу Церкви (почему, веру их и временам твоего царствования предал Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которым и тебе дано царствовать так, что обладаешь и нашею вселенною); однако-же, как жалкие и бедные разумением веры, с непозволительною дерзостию снова объявили себя проповедниками злочестиваго мудрования и замышляют извратить весь порядок. Ибо, когда по твоему повелению составилось соборное заседание, сложили они с себя покрывало своего обмана. Покусились с каким-то коварством и смятением привнести нечто новое, нашедши присоединившихся к таковому сообществу Герминия, Авксентия и Гаия, производителей раздора и разногласия; и их учение, хотя одно, но превосходит все множество хулений. Когда же увидели, что не таково наше произволение и мы не одинаковых с ними злых мыслей, пришли на совещание с нами под видом, что хотят написать нечто новое. Но в скором времени обличился их образ мыслей. Посему, чтобы церковныя дела не подвергались тому-же и повторяющиеся мятежи и молвы не привели всего в разстройство, оказалось надежным — издавна определенное хранить законным и непреложным, а упомянутых выше отлучить от общения с нами. По этой причине к благоснисходительности твоей отправили мы послов, сообщить тебе решение собрания и сделать известным посредством сего послания. А послам прежде всего приказали подтверждать истину тем, что весьма древне и согласно с законом. Они доведут до сведения и твоего благочестия, что не будет мира, какой обещали Урзаций и Валент, если допустить какое-либо уклонение от сообразнаго с законом. Ибо как могут доставить мир нарушители мира? От них скорее произойдут смятение и раздор с прочими городами и с римскою Церковию.

Посему, просим твою благоснисходительность благосклонно выслушать послов наших, воззреть на них спокойным оком, и не попустить, чтобы к оскорблению скончавшихся заменено было что-либо новым; напротив того, позволь нам оставаться при том, что определено и узаконено предками, которые, можно сказать, все делали благоискусно, разумно, со Святым Духом. А нынешния нововведения этих людей в уверовавших пораждают неверие, и в неверующих жестокость. Просим еще повелеть, чтобы Епископам, пребывающим на чужой стороне и обремененным немощами возраста и недостатками нищеты, соделалось удобным возвращение к их паствам, и церкви не оставались без призора по причине заточения Епископов. А кроме сего просим еще и о том, чтобы не было ни в чем недостатка и излишества против сделаннаго прежде; но пребывало непоколебимым все со времени благочестиваго отца твоего и доныне соблюдаемое; не попусти, наконец, чтобы и нас безпокоили и отчуждали от наших епархий; но пусть Епископы, каждый вместе с народом своим, в мире совершают молитвы и богослужение, молясь о твоем царствовании, спасении и мире, которым навсегда да вознаграждает тебя Божество. Послы наши представят подписи и имена Епископов; а также твоему благочестию объяснят дело из самых божественных Писаний.
 

Определение Собора.

11) Пока было прилично и возможно, почтеннейшие братия, вселенский Собор и святая Церковь с свойственным им терпением и незлобием сохраняли великодушие к Урзацию, Валенту, Гаию, Герминию и Авксентию, которые, вдаваясь то в те, то в другия мудрования, возмущали все Церкви, и ныне осмелились покуситься, к вере православных присоединить еретическое умствование и обратить в ничто Никейский Собор, противоборствующий арианской ереси, привнося совне какое-то свое совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры, так что мы почли непозволительным принять его. Они, издавна быв еретиками и противомыслящими, оказались такими же и ныне. Почему, не позволяем им вступать в общение с нами, осудив и низложив их изустно при личном их присутствии. Поэтому и вы теперь, если угодно, дайте приговор, чтобы сие ведение утверждено было такою подписью каждаго: «мы Епископы единодушно говорим: да будут низложены упомянутые выше враги, чтобы вселенская вера пребывала в мире».

И действия Ариминскаго Собора имели таковой скорый конец. Ибо никто там не разногласил, но все единодушно подписали, что было определено, и низложили ариан.

12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у Египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор; было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поелику многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них; то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь, Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отвсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целию соделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом изследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны; а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумною дерзостию решительно отвергали написанное в Никеи и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочия постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: единосущный, как подозрительное по неясности. Итак, поелику они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских — Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись; и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждаго, какой сделан над ними, суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию — известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийскаго Собора.

13) Посему, кто не одобрит благоговения Епископов, бывших на Ариминском Соборе? Они претерпели и труд дальняго пути, и опасности на море, чтобы низложить ариански мудрствующих и сохранить неповрежденными определения Отцев, совешавшись о сем благочестно и законно. Ибо каждый из них разсуждал, что, если нарушено будет постановленное бывшими прежде них, то подан будет повод позднейшим нарушить и то, что теперь ими сделано. Кто же не осудит легкомыслия сообщников Евдоксия и Акакия, которые из усердия и расположения к арианам жертвудот честию Отцев своих? Ибо какое обезпечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное Отцами? Или, почему именуют их Отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их? Особливо же, что скажет Акакий учителю своему Евсевию, который не только подписался на Соборе Никейском, но и посланием к пастве своей объявил, что та вера есть истинная, которая исповедана на Никейском Соборе? Ибо, хотя он и оправдывался в послании своем, сколько хотел, однако-же не отвергал речений, а осуждал ариан за то, что утверждая, будто-бы не было Сына, пока не рожден, не признают бытия Его прежде Марии. Чему же будут учить народ, наученный Отцами? Тому ли, что Отцы погрешали? И как поверят им те, кого учат — не слушаться учителей? Какими очами взирать будут на гробницы Отцев, которых теперь именуют еретиками? Почему охуждают последователей Валентина, еретиков фригийских и манихеев, а тех, которые по собственному их предположению, говорят подобное сему, называют святыми? И как уже сами они могут быть епископами, если поставлены теми, которые, по их же обвинению, еретики? Если поставившие вас не право мудрствовали, и темь, что написали, ввели в заблуждение вселенную; то да прекратится, наконец, и память их. И если отметаются их писания, то подите, извергните останки их из усыпальниц; пусть всякий узнает, что они обманщики, а вы отцеубийцы.

14) Блаженный Апостол хвалит Коринфян, говоря: яко вся моя помните, и якоже предах вам предания тако держите (1 Кор. 11, 2); они же, так думая о своих предшественниках, конечно, и народу сказать осмелятся вопреки Апостолу: «не хвалим вас, что помните Отцев, но скорее одобрим вас, когда не держите их преданий». И пусть уже похулят свой род, и скажут: «не от благочестивых, но от еретиков произошли мы». Ибо так прилично говорить тем, которые, как сказал я, честию Отцев и спасением своим жертвуют арианской ереси, и не боятся услышать и того, что написано в божественной притче: чадо зло кленет отца (Притч. 30, 11), и той угрозы, какая на таковых изречена в Законе.

Так, они из усердия к ереси упорно держались своего мудрования; но вы не смущайтесь тем, и дерзости их не почтите за истину. Они и сами себе противоречат, и отложившись от Отцев, не стоят в одном мнении, но влаются умом, так и иначе различными образами меняясь в мыслях. Оспоривая Собор Никейский, сами составляли много Соборов, на каждом излагали веру, и не устояли ни в одном изложении; да и никогда не перестанут поступать так, потому что худо ищут, и не обретут премудрости, которую возненавидели.

И посему, необходимо мне было приложить здесь, частию что написано Арием, и что мог я собрать из их изложений на разных Соборах, чтобы вы знали и подивились, по какой причине не стыдятся они упорствовать против вселенскаго Собора и против Отцев своих.

Арий и одинаково с ним мудрствующие и утверждающие: «из не-сущих Бог создал Сына, и наименовал Его Сыном Себе; Слово Божие есть одна из тварей; было, когда Его не было; Сын изменяем и, когда хочет, может изменяться», извержены были из Церкви блаженной памяти Александром.

15) Но Арий, изверженный и поощряемый Евсевием, изложил ересь свою письменно, и в своей Талии, как соревнующий и складом и размером речи не кому-либо из разумных, но египтянину Сотаду, пишет многое, частию же следующее:
 

Ариевы хулы.

Сам Бог, поколику Он Бог, для всех неизречен. Один Он не имеет ни равнаго, ни подобнаго, ни подобославнаго Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденнаго по естеству; песнословим Его безначальным ради имеющаго начало; чествуем Его вечным ради рожденнаго во времени. В начало созданнаго положил Сына Безначальный, и чадотворив Его приял Себе в Сына. Ему несвойственно ничто из ипостасно свойственнаго Богу, потому что не равен и не единосущен Ему. Бог премудр, потому что Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что Бог невидям для всех сотворенных чрез Сына, служит то, что Он невидим и Самому Сыну. Скажу точнее: как невидимый бывает видим Сыном, по той-же силе, по какой может видеть Бог, и в своей мере, сколько позволительно, доступно Сыну видеть Отца. Таким образом есть Троица, но славы неподобны, и несмесны между собою Ипостаси, одна Ипостась до безконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сына, потому что безначален. Разумей, что была единица, двойственности же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог Отец. Потом не-сущий Сын осуществился по Отчему изволению, и есть единородный Бог, и чужд тому и другому; как премудрость стал премудростию по изволению премудраго Бога. А таким образом умопредставляется, под многими таковыми умопредставлениями, Духом, силою, премудростию, славою Божиею, истиною, образом, Словом. Разумей также, что умопредставляется и сиянием и светом. Совершенный может родить равнаго Сына; но превосходнейшаго, или совершеннейшаго, или большаго не может. Сын каков, как велик, с какого мгновения и из чего Он есть по Божию изволению, как скоро произошел от Бога, Бог сый крепкий, прославляет отчасти Совершеннаго. Кратко сказать: Бог неизречен для Сына, потому что несказанно то, что есть Он сам для Себя; и потому ни единаго из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему изследовать Отца, каков Он сам в Себе. Даже Сын не знает сам Своей сущности: будучи Сыном, действительно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца постиг и ведал самого Родшаго? Явно, что имеющему начало невозможно умопредставить или объять умом Безначальнаго, каков Он есть.

16) В письме же к блаженной памяти Епископу Александру ариане писали следующее:

Блаженному Папе и Епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться.

Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем единаго Бога, единаго нерожденнаго, единаго вечнаго, единаго безначальнаго, единаго истиннаго, единаго имеющаго безсмертие, единаго премудраго, единаго благаго, единаго властителя, всех судию, правителя, домостроителя, непреложнаго, неизменяемаго, праведнаго и благаго, — сего Бога и Закона и Пророков и Новаго Завета, прежде времен вечных родшаго Единороднаго Сына, Которым Он сотворил и веки и всяческая, родшаго же не мнимо, но действительно; собственным изволением создавшаго непреложную, неизменяемую тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей; рождение, но не как одного из рожденных, не исторжение, каково Отчее рождение по учению Валентина; не единосущную часть, каково Отчее рождение, по изъяснению Манихея, не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя единицу, не светильник от светильника или свещник разделенный на два, как говорил Иеракас, и не прежде сущаго, впоследствии же рожденнаго, или возведеннаго в Сына; как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно охуждал дающих эти толкования, но как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков созданнаго, и жизнь и бытие приявшаго от Отца, Который даровал Ему вместе и славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно; потому что Он источник всего. Посему три Ипостаси. И как Бог виновник всего, единственно безначален; так Сын не во времени рожденный от Отца, и прежде веков созданный и положенный в основание, не был, пока не рожден, но не во времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден со Отцем; и не вкупе со Отцем имеет бытие, как принадлежность, что утверждают иные, вводя два нерожденныя начала; напротив того, Бог есть, как единица и начало всего, так и прежде Сына; как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поколику от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава и жизнь и все, потолику Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказанное: из того (Рим. 11, 36), изь чрева (Псал. 109, 3), изыдох от Отца, и иду ко Отцу (Иоан. 16, 28), иными разумеется так, что Сын есть единосущная часть Его и исторжение; то Отец будет, по их мнению, сложным, делимым, изменяемым; безплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу. — Вот часть того, что Ариевы последователи изблевали из своего еретическаго сердца.

17) Но еще до состоявшагося в Никеи Собора, Евсевий, Наркисс, Патрофил, Марин, Павлин, Феодот и Афанасий из Назарвов писали подобное сему; Евсевий же Никомидийский, превзойдя прочих, писал Арию: «прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали. Ибо всякому явно, что сотвореннаго не было, пока не приведено в бытие. Приведенное же в бытие имеет начало бытия». А Евсевий из Кесарии Палестинской, пиша к Епископу Евфратиону, не убоялся явно сказать, что Христос не есть истинный Бог. И Афанасий из Назарвов еще открытее обнаружил ересь, говоря, что Сын Божий есть единая из ста овец. Ибо, пиша к Епископу Александру, осмелился так сказать: «почему порицаешь ариан, если говорят, что Сын Божий произведен из не-сущих, как тварь, и есть единая из всех тварей? Поелику в притче под именем ста овец разумеются все создания; то и Сын есть один из них. Посему, ежели сии сто — не твари и не создания, и есть еще нечто кроме ста; то и Сын будет не тварь, и не одна из всех тварей. Если же сии сто означают все создания, и сверх сих ста нет ничего кроме единаго Бога; что несообразнаго говорят ариане, если, и Христа включая в число сих ста, наименовали Его единым из всех»? Георгий же, который ныне в Лаодикии, а тогда был пресвитером александрийским и жил в Антиохии, писал к Епископу Александру: «не порицай ариан, если говорят: было, когда Сына Божия не было; ибо и Исаия был сын Амосов, однако-же Амос был прежде, нежели получил бытие Исаия, и Исаии сперва не было, впоследствии же получил он бытие». К арианам же Георгий писал: «что порицаете Папу Александра, который говорит: Сын от Отца? И вы не бойтесь говорить: Сын от Бога. Если Апостол написал: вся же от Бога (1 Кор. 11, 12), а все, как известно, сотворено из не-сущих, и Сын есть тварь и единый из сотворенных; то можно сказать, что и Сын от Бога, так как говорится, что и все от Бога». У сего-то Георгия научились мудрствующие по-ариански лицемерно употреблять выражение: от Бога, и произнося оное, не соединять с ним правильной мысли. Сам же Георгий низложен был Александром как по другим причинам, так и потому, что оказался нечестивым; ибо, как сказано выше, был он пресвитером.

18) Одним словом, так они писали, как будто каждый оспоривал и состязался, кто из них более увеличит нечестие ереси и покажет ее в наибольшей наготе. Нет у меня в готовности их посланий или списков с них, чтобы переслать; а если угодно будет Богу и приобрету их, то исполню и это.

Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевиевых, поелику, в прежнее гонение при деде Констанциевом, принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то, с согласия последователей Евсевиевых и в угодность им, пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению; потому что приравнял в нем ко Христу, даже предпочел Ему гусеницу и саранчу, и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная премудрость, зиждительница Христа и мира! Он обошел сирийския и иныя Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь ему дерзко возставать против истины. Так, этот на все продерзливый человек проникал в места ему недозволенныя, и сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали на него. В сочинении этом писано многое; часть же его составляет следующее: «не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа, собственную Его, т. е. Божию, силу или премудрость; но говорит без этого присовокупления: Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), проповедуя тем, что есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая; и она-то есть родшая Христа и зиждительница всего мира; о ней научая в Послании к Римлянам, Апостол сказал: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). Как никто не скажет, что наименованное здесь Божество есть Христос, а напротив того, это есть сам Отец: так, думаю, и присносущная Его сила есть не Единородный Бог, но родший Отец. Учит же Апостол, что иная есть сила и премудрость Божия, именно являемая чрез Христа и извествуемая самими делами Его служения». И еще: «хотя присносущая Его сила и Премудрость, Которая по доводам истины оказывается безначальною и нерожденною, без сомнения, может быть одна и та-же: но и многия, отдельно Им сотворенныя силы, из которых Христос первороден и единороден, все подобно зависят от Создавшаго, и все справедливо именуются силами самого Сотворшаго и Приводящаго их в действие. Например, Пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, сам Бог называет не только силою Божиею, но и силою великою (Иоил. 2, 25). И блаженный Давид во многих псалмах не только Ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога; и всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими, и учит их творить волю Божию» (Псал. 102, 21; 148, 2-12).

19) И отважившись так хулить Спасителя, не удовольствовался он тем, но простер хулы на Него еще далее, говоря: «Сын есть один из всех; потому что Он первый из созданных и единое из умных естеств. И как солнце в видимом мире есть одна из вещей видимых, и по повелению Божию сияет всему миру: так Сын, будучи одним из умных естеств, и сам светит и сияет для всех сущих в мире мысленном». И еще говорит он, что «было, когда Сын не был», пиша так: «Отец до рождения Сына имел предварительное познание, как раждать; потому что и врач до врачевания имеет познание, как врачевать». И еще говорит: «по благотворной щедрости создан Сын и по избытку сил сотворил Его Отец». И еще: «если воля Божия простерлась на все по порядку творения, то явно, что и Сын, как тварь, по изволению Божию получил бытие и сотворен». Все это написал один Астерий; но с ним разделяли мудрование его и сообщники Евсевиевы.

20) Вот за что они подвизаются, вот ради чего возстают на древний Собор! Сошедшиеся на Соборе написали не что-либо подобное им, а напротив того, предали анафеме арианскую ересь, которую старались они поддержать. Посему-то ариане софиста Астерия, принесшаго жертву, выставили защитником своего нечестия, чтобы неудержимо говорил он против Господа и сладкоречием своим вводил в заблуждение простодушных. Невежды сии не знали, что делают это сами против себя. Зловоние идольской жертвы, принесенной их защитником, еще более обнаружило христоборную ересь. Посему и ныне все приводят они в движение и смятение, думая, что, если многих умертвят и каждый месяц составлять будут Соборы, то определение, произнесенное на арианскую ересь, современем перестанет быть действительным. Кажется, что не знают они также, или и знают, но притворяются незнающими, что и до Никейскаго Собора ненавистна была ересь сия, когда полагали ей начало Артема, а прежде него сонмище Каиафы и тогдашних фарисеев. Но и всегда ненавистно, и не престанет быть ненавистным, это христоборное сборище, потому что вожделенно имя Господне, и вся тварь преклоняет колена и исповедует, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 11).

21) Впрочем, не устали они составлять частые Соборы против вселенскаго Собора. И хотя после Никейскаго Собора Евсевиевы сообщники были низложены; но, по времени безстыдно вторгшись в Церкви, начали они злоумышлять на прекословящих им Епископов, и вместо них поставлять в Церкви приверженых к их ереси, чтобы созывать Соборы, когда хотят, имея у себя помощников, которых нарочно для сего заготовили. Так собираются они в Иерусалиме, и пишут следующее:

Святый Собор, по благодати Божией составленный в Иерусалиме, Церкви Божией в Александрии и сущим во всем Египте, в Фиваиде, Ливии и Пентаполе, и во всей вселенной Епископам, пресвитерам и диаконам желает о Господе радоваться (335 г.).

Когда собрались все мы из разных областей на великое празднество, какое совершили при освящении Спасителева храма, Царю всех Богу и Христу Его устроеннаго тщанием боголюбивейшаго Царя Константина; тогда благодать Христова всем нам даровала великую радость. Соделал же оную сам боголюбивейший Царь, собственными своими посланиями побудив нас, как и надлежало, чтобы, изгнав из Церкви Божией всякую зависть и не позволяя приближаться всякой ненависти, разделявшей прежде члены Христовы, в простоте души и миролюбиво приняли мы державшихся Ария, которых ненавистница добра — зависть — некоторое время заставила быть вне Церкви. Боголюбивейший Царь посланием своим засвидетельствовал правоту веры сих мужей, о которой сам лично у них доведался, и выслушав изустное исповедание, одобрил его и нам сделал известным, приложив к посланию своему письменное изложение их православия, каковое и мы все признали здравым и церковным. И это требование Царя — принять и присоединить к Церкви Божией мужей сих — было справедливо, как усмотрите и сами вы из списков сего послания, пересылаемаго к вашему благоговению. Уверены мы, что и у вас самих, какбы по восприятии собственных членов тела своего, будут великая радость и веселие, потому что вы признаете в них и примете собственную свою утробу, братий и отцов своих по возвращении к вам не только пресвитеров, державшихся Ария, но и всего народа и того многолюдства, какое, по причине упомянутых мужей, долгое время было в разделении с вами. И действительно вам, узнав, что совершено здесь, и как мужи сии допущены и приняты в общение таким святым Собором, прилично будет и самим со всем усердием облобызать союз и мир с собственными своими членами, тем более, что изложение веры их несомненно хранит в себе всеми исповедуемое апостольское предание и учение.

22) Таково было начало их Соборов; и здесь уже они вскоре обнаружили намерение свое, и не могли скрыть его. Сказав, что изгнана ими всякая зависть, и по удалении с престола Епископа александрийскаго Афанасия написав, что приняты Арий и его сообщники, показали тем, что для сего самаго злоумышляли они против Афанасия, злоумышляли и против всех прочих прекословивших им Епископов, чтобы принять ариан и ересь ввести в Церковь. И хотя на соборе сем восхвалили все зломудренное Ариево учение, предписали принять в общение ариан, сделав это наперед сами, однако-же разсуждая, что не достает еще чего-то к исполнению их намерения, составляют Собор в Антиохии, под видом так-называемых обновлений. И поелику все и всегда обвиняли их в ереси, то пишут разно, одно так, а другое иначе. И в одном послании написано ими следующее (341 г. ):

«Не были мы последователями Ариевыми; ибо как нам, быв Епископами, последовать пресвитеру? Не принимали мы иной какой-либо веры, кроме преданной из-начала; напротив того, став изследователями и испытателями веры его, скорее сами приблизили его к себе, нежели ему (последовали; что и узнаете из следующих наших слов. Из-начала научились мы веровать в единаго Бога, Бога всяческих, Зиждителя и Промыслителя всего мысленнаго и чувственнаго, и в единаго Сына Божия Единороднаго, сущаго прежде всех веков и соприсущаго родшему Его Отцу, — Сына, Которым приведено в бытие все видимое и невидимое, и Который, по благоволению Отца, в последние дни снисшел, приял плоть от Девы, исполнил всю Отчую волю, пострадал, воскрес, восшел на небеса, седит одесную Отца, и паки прийдет судить живых и мертвых, и пребывает Царем и Богом во веки. Веруем также и в Духа Святаго. А если должно присовокупить, то веруем и в воскресение плоти и в жизнь вечную».

23) В другом послании, во время тех-же обновлений, излагают они вторично, какбы раскаяваясь в изложенном прежде и придумывая нечто новое и большее, — именно же следующее (341 г. ):

«Согласно с Евангельским и Апостольским преданием, веруем в единаго Бога Отца, Вседержителя, Зиждителя, Творца и Промыслителя всяческих, от Котораго все. И в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Его, Единороднаго Бога, Которым все, рожденнаго прежде веков от Отца, Бога от Бога, всецелаго от всецелаго, единственнаго от единственнаго, совершеннаго от совершеннаго, Царя от Царя, Господа от Господа, живое Слово, живую Премудрость, истинный свет, путь, истину, воскресение, Пастыря, дверь, непреложнаго и неизменяемаго, безразличный образ Отчаго Божества, Отчей сущности, воли, силы и славы, перворожденнаго всей твари, сущаго вначале у Бога, Бога — Слова, по изреченному в Евангелии: и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), Имже вся быша и в Немже всяческая состоятся, в последние дни сошедшаго свыше, родившагося от Девы по Писаниям, соделавшагося человеком, ходатая Бога и человеков, посланника веры нашей, начальника жизни (как Сам говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя — Иоан. 6, 38), пострадавшаго за нас, воскресшаго в третий день, восшедшаго на небеса, седящаго одесную Отца, и паки грядущаго со славою и силою судить живых и мертвых. И в Духа Святаго, подаваемаго верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19), то-есть Отца, истинно сущаго Отца, — Сына, истинно сущаго Сына, — Святаго Духа, истинно сущаго Святаго Духа, так-что не просто и не напрасно полагаются сии имена, но означают в точности собственную каждаго из именуемых ипостась, Его чин и славу; почему по ипостаси Три, а по согласию Един. Содержа сию веру и содержа ее от начала до конца пред Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век, прежде рождения Сына; то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь, как одна из тварей, или рождение, как одно из рождений, или произведение, как одно из произведений, а не как предали нам божественныя Писания, и как выше по порядку было сказано; или, если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли: то да будет анафема. Ибо всему, что из божественных Писаний предано Пророками и Апостолами, истинно богобоязненно мы веруем и последуем».

24) А некто Феофроний, Епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.).

«Известно Богу, Котораго призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор. 8, 6). И в Сына Его единороднаго, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденнаго от Отца прежде веков, Бога совершеннаго от Бога совершеннаго, ипостасно сущаго у Бога, напоследок же дней снисшедшаго и родившагося от Девы по Писаниям, вочеловечившагося, страдавшаго и воскресшаго из мертвых, восшедшаго на небеса, седящаго одесную Отца Своего, и паки грядущаго со славою и силою судить живых и мертвых, и пребывающаго во веки. И в Духа Святаго, Утешителя, Духа истины, Котораго и Бог чрез Пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать, и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния Апостольския. Если же кто учит чему, или в себе содержит что, кроме сей веры; то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским; то анафема и сам он и все имеющие с ним общение».

25) Собралось же на обновление храма девяносто Епископов, в ипатство Маркеллина и Провина, в 14-й индикт, в бытность там злочестиваго Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма, и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслию, чрез несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые, как посланные Собором, блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.):

«Веруем в единаго Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небшех и на земли именуется (Ефес. 3, 15); и в единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденнаго от Отца, Бога от Бога, свет от света, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный; напоследок дней вочеловечившагося ради нас, и родившагося от Святой Девы, распятаго, умершаго, погребеннаго, воскресшаго из мертвых в третий день, взятаго на небо, седящаго одесную Отца и при скончании века имеющаго прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его ненарушимо пребудет в безконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он возседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то-есть Утешителя, Котораго (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не-сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми».

26) Но какбы раскаявшись и в этом, чрез три года, собирают опять свое соборище, и Евдоксия, Мартирия и Македония киликийскаго и с ними некоторых других посылают в области италийския — отнести исповедание веры, писанное многими, в котором сделаны были весьма многия прибавления сверх прежних. Как придумавшие нечто новое, отправились они в путь, неся с собою следующее (344 или 345 г.):

«Веруем в единаго Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется. И в единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденнаго от Отца, Бога от Бога, свет от света, Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный, напоследок дней вочеловечившагося ради нас, и родившагося от Святой Девы, распятаго, умершаго, погребеннаго, воскресшаго из мертвых в третий день, взятаго на небо и седящаго одесную Отца, при скончании века имеющаго прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его непрекращаемое пребудет в нескончаемые веки; потому что не только в сем, но и в будущем веке будет возседать одесную Отца. Веруем и в Духа Святаго, т. е. Утешителя, Котораго (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии на небо послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших.

А утверждающих, что Сын из не-сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, или быль век, когда Его не было, вселенская и святая Церковь признает чуждыми. Подобно сему и утверждающих, что три Бога, или что Христос — не Бог, или что Он не есть ни Христос, ни Сын Божий прежде веков, и что Один и тот-же есть Отец и Сын, или Святый Дух, или что Сын не рожден, или что Отец родил Сына не по хотению и не по изволению, святая и вселенская Церковь анафематствует.

Ибо не безопасно говорить, что Сын из не-сущих (потому что в богодухновенных Писаниях о Нем нигде сего не говорится), и что Он от какой-либо иной предсуществовавшей ипостаси, кроме Отца; напротив же того утверждаем, что Сын преискренно рожден от единаго Отца; ибо, как Божие слово учит, един нерожден и безначален Отец Христов. Не должно же с теми, которые не на основании Писания опрометчиво утверждают, что было, когда Сына не было, представлять мысленно прежде Него какой-то временный промежуток, а не единаго, не во времени родшаго Его, Бога; ибо времена и веки Им сотворены. Не должно же почитать Сына так же безначальным и нерожденным, как и Отца; ибо никто не может, в собственном смысле, быть назван Отцем, или Сыном, собезначальнаго и купно нерожденнаго. Напротив того знаем, что единый Отец, Который безначален и нерожден, родил Сына для всех реизреченно и непостижимо, и Сын родился прежде веков, и уже не есть подобно Отцу нерожден, но имеет началом родшаго Отца; ибо глава Христу Бог (1 Кор. 11, 3).

Исповедуя по Писаниям трех (τρία πράγματα) и три Лица, Отца и Сына и Святаго Духа, не творим поэтому трех Богов; ибо знаем единаго только самосовершеннаго, нерожденнаго, безначальнаго, невидимаго Бога, Который есть Бог и Отец Единороднаго; един имеет бытие Сам от Себя, и един независтно дарует оное всем иным. Но говоря, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть единый только Бог, единый нерожденный, не отрицаем чрез сие, что и Христос есть Бог прежде веков, как делают последователи Павла Самосатскаго, утверждающие, что Христос обожен впоследствии по вочеловечении и за преспеяние, тогда-как по естеству был простой человек. Ибо знаем, что Он, хотя покорен Отцу и Богу, однако-же прежде веков рожден от Бога, и есть по естеству совершенный и истинный Бог, и не из человека соделался впоследствии Богом, но есть Бог, ради нас вочеловечившийся, и нимало не утративший Божества.

Сверх сего, проклинаем и анафематствуем тех, которые ложно именуют Сына только простым Божиим Словом не-осуществившимся, имеющим бытие в другом, и называемым теперь у иных то словом произносимым, то словом внутренним; проклинаем тех, которым угодно, чтобы Сын не прежде веков был Христом и Сыном Божиим, и Ходатаем, и Образом Божиим, но с того только времени стал Христом и Сыном Божиим, как от Девы приял нашу плоть, то-есть не прежде, как за четыреста неполных лет. Ибо им желательно, чтобы Христос с сего только времени имел начало царствования, которое и кончилось бы по скончании века и после суда.

И таковы суть последователи Маркелла и Скотина анкирогалатских, которые, под мнимым предлогом — установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христово. Мы же знаем, что Сын — не просто произносимое или внутреннее Божие слово, но живое, самостоятельное Слово, Бог, Сын Божий и Христос, не по предведению прежде веков соприсущий и сопребывающий с Отцем Своим, но послуживший Ему во всяком создании как видимаго, так и невидимаго. Ибо Он есть Тот самый, Кому сказал Отец: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26); Он самолично являлся Патриархам, дал закон, глаголал чрез Пророков, напоследок вочеловечился, явил Отца Своего всем людям, и царствует нескончаемые веки. Не новое достоинство приял Христос, но веруем, что Он искони совершен и во всем подобен Отцу.

И утверждающих, что один и тот-же есть Отец и Сын и Святый Дух, и сии три имени нечестиво разумеющих об одном и том-же и об едином Лице отлучаем от Церкви; потому что невместимаго и безстрастнаго Отца предполагают при вочеловечении вместимым вместе и страждущим. Таковые у римлян называются патропассианами, а у нас савеллианами. Мы же знаем, что пославший Отец пребыл в собственном качестве неизменяемаго Божества, а посланный Христос исполнил домостроительство вочеловечения.

Подобно сему и тех, которые неблагочестно говорят, что Сын рожден не по хотению и изволению, приписывают же необходимость Богу, то-есть, непроизвольность, так-что Он невольно раждает Сына, признаем весьма нечестивыми и чуждыми Церкви; потому что осмелились утверждать сие о Боге вопреки общим о Нем понятиям и вопреки намерению богодухновеннаго Писания. Зная, что Богь самовластен и Господин самому Себе, благочестно приемлем, что Он добровольно и по желанию родил Сына, и со страхом веря Сказавшему о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8, 22), не представляем Его происшедшим подобно тварям или произведениям, которыя Им созданы. Ибо нечестиво и чуждо церковной вере — Творца применять к созданным от Него тварям, и думать, что имеет Он одинаковый с прочими образ происхождения; божественныя же Писания научают нас, что один только единородный Сын преискренно и истинно рожден.

Но утверждая, что Сын имеет самостоятельное бытие, живет и существует подобно Отцу, не отлучаем Его сим от Отца, вымышляя какия-либо пространства и разстояния, телесно Их разединяющия. Ибо верим, что непосредственно и неразрывно соединены они между собою, и друг от друга неотлучны; потому что всецелый Отец носит в лоне Своем Сына, и всецелый Сын привержен и прилеплен к Отцу, и Один непрестанно упокоевается в недрах Отчих. Посему, веруя во всесовершенную и святейшую Троицу, то-есть, в Отца и Сына и Духа Святаго, и именуя как Отца Богом, так и Сына Богом, исповедуем не двух Богов, но единое достоинство Божества, и единое, совершенное согласие Царства; потому что один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствует Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним и сотворены Им, и по Отчему изволению дарует святым благодать Святаго Духа. Ибо таков закон единоначалия во Христе, как предали нам священныя словеса.

Сие после исповедания веры, изложеннаго вкратце, мы вынуждены были изъяснить не по излишнему любочестию, но чтобы от незнающих происходящаго у нас устранить всякое подозрение, чуждое нашему образу мыслей, и чтобы на западе все знали, как безстыдство клеветы иномысленных, так и церковное мудрствование о Господе восточных, каковое мужи, непоколебимые в вере, засвидетельствовали богодухновенными Писаниями».

 


Примечания:

[1] Т е Скифополя.
[2] Собор этот был в 359 году.