my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Блж. Августин Аврелий,
еп. Гиппонский [Иппонийский]

(354-430)

[Ἐγκρατῖταί]   [лат. Aurelius Augustinus]

Августин
Сандро Боттичелли. Св. Августин. 1480 г. Алтарная фреска в ц. Оньисанти (Уффици. Флоренция)
Августин (Augustinus) Аврелий, еп., блж. (354-430), отец Церкви, пастырь-проповедник, богослов, философ, экзегет.

Род. в г. Тагасте (Сев.Африка, ныне Алжир), в семье нумидийского (берберского) чиновника-землевладельца. Отец его был язычником (принял христианство лишь на склоне лет), а мать, Моника, — христианкой.

Августин учился в высшей риторской школе в г. Карфагене, где сначала вел рассеянную светскую жизнь. Постепенно в нем произошел духовный переворот. Он занялся изучением философии и религии. Нравств. чуткость побуждала его к особым размышлениям над проблемой зла. Несколько лет Августин был серьезно увлечен манихейством.

После окончания риторской школы он преподавал ораторское искусство в Карфагене. В 383 встретился со знаменитым манихейским учителем Фавстом и из бесед с ним убедился в несостоятельности его доктрины.

Вскоре Августин отправился в Рим, а затем в г. Медиолан (Милан), где добился места преподавателя риторики. Медиоланский период стал переломным в его жизни. Там он встретил свт. Амвросия, влияние к-рого приблизило его к пониманию христианства. Амвросий показал ему, что аллегорический метод толкования Библии снимает многие трудности в ее понимании. Знакомство с неоплатонизмом решило для Августина проблему зла, к-рое он стал рассматривать не как особое начало (так его понимало манихейство), а как искажение добра, отход от абсолютного Блага.

После мучительных раздумий и колебаний Августин наконец порывает с прошлым и становится христианином (крещен в 387). В 391 приезжает в г. Гиппон с намерением вести монашескую жизнь. Однако епископ города убедил его послужить Церкви в свящ. сане.

В 392-95 Августин служит пресвитером в Гиппоне, изучает Писание, основывает первый в лат. Африке монастырь. В 395 посвящен в сан еп. Гиппонского. До конца своих дней Августин целиком отдается церк.служению и лит. работе. Умер Августин во время осады Гиппона вандалами. Память его Правосл. Церковь празднует 15 июня.

Влияние Августина на христ. мысль (особенно западную) было сильным и многосторонним. Оно сказалось не только в богословии, этике и философии, но и в толковании Библии.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии]

 

Сочинения Августина

 

Сочинения «Поправки» и «Исповедь», как могут служить введением к творениям Августина

 

Философские

Против академиков.
О жизни блаженной.
О порядке.
Монологи.
О количестве души.
Об учителе.
О музыке.
О бессмертии души.

 

Догматико – апологетические против язычников и иудеев

О граде Божием.
Об истинной религии.
О прорицаниях демонов.
Трактат против иудеев.

 

Догматико-полемические

О ересях.
О пользе веры к Гонорату.
О двух душах, против манихеев.
Акты против Фортуната манихея.
Против послания манихея, которое называют основным.
Против Фавста манихея.
О публичных разсуждениях с Феликсом манихеем.
О природе добра против манихеев.
Против Секундина манихея.
Против врага законов и пророков.
Против присцилланистов и оригенистов.
О свободной воле.
О нравах церкви кафолической и нравах манихеев.
О творении против манихеев.
Псалом в противодействие Донату.
Против послания Пармениана.
О крещении против донатистов.
Против сочинений Петилиана донатиста.
Послание к православным против донатистов, известное вообще под названием: о единстве церкви.
Против Крескония грамматика и донатиста.
О едином крещении против Петилиана.
Краткое изложение прения с донатистами.
К донатистам после прения.
Слово к народу кесарийской церкви, сказанное в присутствии Емерита.
Публичные прения с Емеритом донатистом.
Против Гавденция, епископа донатистов.
К Марцеллину. О наказании за грехи, об отпущении грехов и о крещении детей.
К нему же. О духе и букве.
О природе и благодати к Тимазию и Иакову против пелатанъ.
О совершенстве правды человеческой.
О публичном изложении мнений Пелагием к Аврелию епископу.
О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия.
О браке и вожделении.
О душе и ее происхождении. Против двух писем пелагиан к Бонифацию.
Против Юлиана пелагианина.
Против 2-го ответа Юлиана (неоконч.).
О благодати и свободной воле к Валентину.
О наказании и благодати.
О предопределении святых.
О даре постоянства в добре.
Против слова арианскаго.
Прение с Максимом, apианским епископом.
Против того же Максима.
О Троице.

 

Экзегетические

О христианской науке.
О творении по буквальному смыслу (неоконч.).
О творении но буквальному смыслу, 12 кн.
Изречений Писания 7 кн.
Вопросов на семь книг, 7 книг.
Замечание на книгу Иова, 1 книга.
Изложение псалмов. (См. Толкование на первый псалом)
О согласии Евангелистов.
О нагорной беседе Господней.
Вопросы Евангельские.
124 беседы на Евангелие Иоанна.
17 вопросов на евангелие Матфея.
10 бесед на послание Иоанна к парфянам.
Толкование некоторых мест из послания апостола к Римлянам.
Начатое толкование послания к Римлянам.
Начатое толкование послания к Римлянам.
Толкование послания к Галатам.

 

Книги разних вопросов

О 83 вопросах.
О разных вопросах.
О разных вопросах к Симплициану.
О восьми вопросах Дульциция.

 

Нравственные

Зерцало из Св. Писания.
О лжи.
Против лжи.
О терпении.
О воздержании.
О благе супружеском.
О святом девстве.
О благе вдовства.
О телесном труде монахов.
Об оглашении новообращенных.
О прелюбодейных супружествах. Попечение об умерших.
О ратоборстве христианском.
Руководство к вере, надежде и любви.
О вере в невидимые вещи.
О вере и символе.
О вере и делах.
Правила для рабов Божиих.

 

Слова

разделяются на 4 класса:

  • слова на тексты Ветхого и Нового Завета;
  • слова на разные церковные дни;
  • слова на дни святых;
  • слова на разные случаи.

проповеди Августинапроповеди Августина

О любви к Богу и о любви к миру
О презрении к миру
О страхе Божием
О любви и о слепце прозревшем
О страхе Божием (2)
О любви
О пользе покаяния
О пользе покаяния (2)
Похвала миру
О мире и любви
О единении между братиями и любви между ближними

Слово о разорении города Рима
Слово на день памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

Беседы души с Богом

 

Письма

Разнообразного содержания, могут быть разделены на

  • богословские;
  • филосовские;
  • нравственные;
  • увещательные.

Переписка Августина:

389 г.

1. Письмо Августина к Гермогиану.
2. К Зиновию.

387 г.

3. Письмо Августина к Небридию.
4. — к нему же.

388 г.

5. Письмо Небридия к Августину.

389 г.

6. Письмо Небридия к Августину.
7. Письмо Августина к Небридию.
8. Письмо Небридия к Августину.
9. Письмо Августина к Небридию.
10. — к нему же.
11. — к нему же.
12. — к нему же.
13. — к нему же.
14. — к нему же.

Около 390 г.

15. Письмо Августина к Романиану.
16. Письмо Максима грамматика Мадавренского к Августину.
17. Письмо Августина к Максиму грамматику.
18. Письмо Августина к Целестину.
19. Письмо Августина к Гаию.
20. Письмо к Антонину.

391 г.

21. Письмо Августина к епископу Валерию.

Около 392 г.

22. Письмо к нему же.
23. Письмо Августина к епископу Максиму донатисту.

394 г.

24. Письмо Павлина к еп. Алипию о книгах Августина.
25. Письмо Павлина к Августину.

395 г.

26. Письмо Августина к Лицентию.
27. Письмо к Павлину.
28. Письмо к Иерониму пресвитеру.
29. Письмо к Алипию, еп. Тагастскому.
30. Письмо Павлина к Августину.

396 или 397 г.

31. Письмо Августина к Павлину и Феразии.
32. Письмо Павлина и Феразии к Романиану по поводу возведения Августина в епископа.
33. Письмо Августина к Прокулеану донатисту.
34. — к Евсевию.
35. — к нему же.
36. — к пресвитеру Казулану.

397 г.

37. Письмо Августина к Симплициану.
38. — к Профутуру.
39. Письмо Иеронима к Августину.
40. Письмо Августина к Иерониму.
41. Письмо Алипия и Августина к папе Аврелию.
42. Письмо Августина къ Павлину и Феразии.
43. — к Глорию, Елевзию и др.
44. — к тем же.

398 г.

45. Письмо Августина к Павлину.
46. Письмо Публиколы к еп. Августину.
47. Письмо Августина к Публиколе.
48. К пресвитеру Евдоксию.
49. К епископу Гонорату донатисту.

399 – 400 гг.

50. К старейшинам колонии Суффектаны.
51. К Криспину епископу донатисту.
52. К Северину.
53. К Генерозу.
54. Письмо к Януарию, перв. кн.
55. К нему же, 2-я кн.
56. К Целеру.
57. К нему же.

401 г.

58. Письмо Августина к Паммахию.
59. К Викторину.
60. К Аврелию.
61. К Феодору.
62. Письмо Алипия, Августина и Семсуция к Северу.
63. Письмо Августина к Северу.
64. — к Квинтиану.

402 г.

65. — к Ксантину.
66. — к Криспину.
67. — к Иерониму.
68. Письмо Иеронима к Августину.
69. Письмо Алипия и Августина к Касторию.
70. — к Навцеллиану.

403 г.

71. Письмо Августина к Иерониму.
72. — Иеронима к Августину.

404 г.

73. Письмо Августина к Иерониму.
74. — к Президию.
75. Письмо Иеронима к Августину.
76. Письмо Августина к донатистам.
77. — к Феликсу и Гиларину.
78. — к клиру, старцам и всему народу церкви Иппонской.
79. Письмо Августина к некоему пресвитеру манихею.

405 г.

80. Письмо Августина к Павлину и Феразии.
81. Письмо Иеронима к Августину.
82. — Августина к Иерониму.
83. — к Алипию.
84. — к епископу Новату.
85. — к Павлу.
86. — к Цецилиану.
87. — к Емериту донатисту.

406 г.

88. Письмо клириков Иппонских к Януарию.
89. Письмо Августина к Фесту.

408 г.

90. Письмо Нектария к Августину.
91. — Августина к Нектарию.
92. — к Италике вдове.
93. — к Винцентию.
94. Письмо Павлина и Феразии к Августину.
95. — Августина к Павлину и Феразии.
96. — к Олимпию
97. — к нему же.
98. — к Бонифацию епископу.
99. — к Италике.
100. — к Донату, африканскому проконсулу.
101. — к Меморию епископу.
102. — к Деограцию пресвитеру.

409 – 410 гг.

103. Письмо Нектария к Августину.
104. Письмо Августина к Нектарию.
105. Письмо к донатистам.
106. — к Макробию донатисту.
107. — к Августину Максима и Феодора.
108. — к Макробию.
109. — Севера к Августину.
110. — Августина к Северу епископу.
111. — Августина к Викториану пресвитеру.
112. — его же к Донату.
113. — его же к Крескопию.
114. — его же к Флорентину.
115. — к нему же.
116. — его же к Генерозу.

410 – 411 гг.

117. Письмо Диоскора к Августину.
118. — Августина к Диоскору.
119. — Консенция к Августину.
120. — Августина к Консенцию.
121. — Павлина Нольского к Августину.
122. — Августина к клирикам и народу Иппонскому.
123. — Иеронима к Августину.

411 г.

124. Письмо Августина к Альбине, Пиниану и Мелании.
125. — к Алипию и др.
126. — к Альбине.
127. — к Арментарию и Павлине.
128. Письмо Аврелия, Сильвана и всех православных епископов к трибуну и нотарию Марцеллину.
129. — к нему же.

412 г.

130. Письмо Августина ко вдове Пробе
131. — к ней же.
132. — к Волузиану.
133. — к Марцеллину трибуну.
134. — к Апрингию.
135. — Волузиана к Августину.
136. — Марцеллина к Августину.
137. — Августина къВолузиану.
138. — к Марцеллину.
139. — к нему же.
140. Письмо Августина к Гонорату, или книга о благодати Нового Завета,
141. Письмо епископов Сильвана, Валентина, Аврелия, Иннокентия, Максимина, Августина, Доната и др. к донатистам.
142. — Августина к пресвитерам Сатурнину и Евфрату и клирикам.
143. — к Марцеллину.
144. — к братьям циртинским.
145. — к Анастасию.
146. — к Пелагию.

413 г.

147. Письмо Августина к Павлине.
148. — к Фортунату епископу.
149. — к Павлину.
150. — к вдовам Пробе и Юлиане.
151. — к Цецилиану.

414 г.

152. Письмо Македония к Августину.
153. — Августина к Македонию.
154. — Македония к Августину.
155. — Илария к Августину.
156. — Илария к Августину.
157. — Августина к Иларию.
158. — Еводия Узаленского к Августину.
159. — Августина к Еводию.
160. — Еводия к Августину.
161. — Еводия к Августину.
162. — Августина к Еводию.
163. — Еводию к Августину.
164. — Августина к Еводию.
165. — Херонима к Марцеллину и Анапсихие.

415 г.

166. Письма Августина к Иерониму, или книга о происхождении души человеческой.
167. — к Иерониму, или книги об изречении Иакова 4, 10.
168. — Тимазия и Иакова к Августину.
169. — Августина к Еводию.
170. — Алипия и Августина к Максиму врачу.
171. — Алипия и Августина к епископу Перегрину.
172. Отрывок письма Августина к Максиму.

416 г.

173. Письмо Иеронима к Августину.
174. — Августина к Донату.
175. — к Аврелию, епископу Карфагенскому.
176. — отцов Карфагенского собора к римскому епископу Иннокентию о деяниях против Пелагия и Целестия.
177. Письмо отцов Милевийского собора к Иннокентию о пелагианах.
178. Послание Аврелия и других епископов вместе с Августином к Иннокентию о Пелагие.
179. Письмо Августина к Иларию о пелагианской ереси.
180. Письма Августина к Иоанну, епископу Иерусалимскому.
181. Письмо к Океанию.

417 г.

182. Послание Иннокентия к отцам Карфагенского собора.
183. — Иннокентия римского к отцам Милевийского собора.
184. — его же к епископам Аврелию, Алипию, Августину, Еводию и Поссидию.
185. — а) его же к еп. Аврелию и Августину.
— б) Августина къ Петру и Аврааму.
186. Письма Августина к трибуну Бонифацию, или книга о наказании донатистов.
187. — Алипия и Августина к Павлину.
188. — Августина к Дардану, или книга о присутствии Божием.
189. — Августина и Алипия ко вдове Юлиане – матери девицы Деметриады.

418 г.

190. Письмо Августина к Бонифацию.
191. — к Ортату.
192. — к Сиксту пресвитеру.
193. — к диакону Целестину
194. — к Меркатору.
195. — к Сиксту, римскому пресвитеру.
196. Письмо Иеронима к Августину.
197. — Августина к еписк. Азелину.
198. — Августина к Гезихию, салам. епископу.
199. — Гезихия к Августину.

419 г.

200. — Августина к Гезихию.
201. — Августина к Валерию.
202. — императоров Гонория и Феодосия к епископам Аврелию и Августину.
203. — а) Иеронима к епископам Алипию и Августину.
        — б) Августина к Оптату.

420 г.

204. — Августина к Ларгу.
205. — к трибуну и нотарию Дульцицию.
206. — к Конценцию.
207. — к Валерию.
208. — к епископу Клавдию (около 421 г.).

423 г.

209. — к девице Фелиции.
210. — к папе Целестину.
211. — к Фелицитате и Рустику.
212. — к монахиням.
213. — к епископу Квинтилиану.

416 – 427 гг.

214. Церковный акт назначения в епископа.
215. Письмо Августина к Валентину и др.
216. — к тому же.
217. — Валентина к Августину.
218. — Августина к Виталу кареагенск.
219. — Августина к Палатину.
220. — Аврелия, Августина, Флоренция и Секундина к гальским епископам Прокулу и Цилиннию.
221. — Августина к Бонифацию.

427 – 428 гг.

222. Письмо диакона Qvodvultdeus'a к Августину.
223. — Августина к диакону Qvodvultdeus'y.
224. — Qvodvultdeus'a к Августину.
225. — Августина к Qvodvultdeus'y.

428 – 429 гг.

226. — Проспера к Августину.
227. Письмо Илария к Августину.
228. — Августина к Алипию.
229. — Августина к Гонорату.
230. — Августина к Дарию.
231. — Дария к Августину.
232. — Августина к Дарию.

Письма, время написания которых точно неизвестно.

233. Письмо Августина к братьям Мадаврским.
234. — Августина к Лонгитану.
235. — Лонгитана к Августину.
236. — Августина к Лонгишану.
237. — Августина к Девтерию.
238. Письмо Августина к епископу Церетию.
239. — к Пасцентию.
240. — к нему же.
241. — Пасцентия к Августину.
242. — Августина о едином Боге.
243. — к Елпидию арианину.
244. Письмо к Лету.
245. — к Хризму.
246. — к Поссидию.
247. — к Лампадию.
248. — к Ромулу.
249. — к Севастиану.
250. — к диакону Реституту.
251. — к пресвитеру Авксилию.
252. — к Панкратию.
253. — к Феликсу.
254. — к Бененату.
255. — к нему же.
256. — к Рустину.
257. — к Христину.
258. — к Оронтию.
259. — к Марциану.
260. — к Корнелию.
261. — Авдакса к Августину.
262. — Августина к Авдаксу.
263. — к Екдиции.
264. — к девице Сапиде.
265. — к женщине Максиме.
266. — к Селевциане.
267. — к Флорентине.
268. — к Фабиоле.
269. — о брате Фасцие
270. — к Нобилию.
271. Анонимное письмо к Августину.

 

Августин как экзегет

В отличие от блж. Иеронима, Августин мало интересовался исагогич. проблемами, сосредоточившись на смысловом, вероучительном значении Библии. Как проповедник он особое внимание уделял назидательному аспекту толкования. Тем не менее он сделал ряд тонких и важных наблюдений, касающихся особенностей свящ. текстов. Так, он одним из первых поставил вопрос о синоптической проблеме, отметив, что апп. Матфей и Марк часто говорят «почти теми же словами». Он указал на то, что евангелисты знали о трудах предшественников и пользовались ими («О согласии евангелистов», 1, 2, 5).

Слова Писания сыграли решающую роль в обращении Августина, но к пониманию ВЗ он приходил с трудом. Свт. Амвросий советовал ему читать прор. Исайю.

«Думаю, — поясняет Августин, — потому, что яснее других говорит он о Евангелии и призвании язычников. Не поняв и первой главы его и решив, что и вся книга темна, я отложил вторичное ее чтение до тех пор, пока не освоюсь с языком Писания» (Исповедь, IX, 5).

Легче было с книгами НЗ:

«... я с жадностью схватился за почтенные Книги, продиктованные Духом Твоим, и прежде всего за Послания апостола Павла. Исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он противоречит сам себе, и не совпадает со свидетельствами Закона и пророков проповедь его: мне выяснилось е д и н с т в о (разр. наша. — А.М.) этих святых изречений ...Я начал читать и нашел, что все истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей» (там же, VII, 21).

Из этих слов явствует, что Августин (по крайней мере вначале) стоял на позициях вербализма и что (в противовес гностикам и манихеям) целиком принял учение о единстве двух Заветов.

«Новый Завет, — писал он позднее, — скрывается в Ветхом, Ветхий — открывается в Новом»

Свои герменевтич. принципы Августин изложил в кн. «О христианском учении» («De doctrina Christiana»). Там, в частн., он пишет:

«Богобоязненный человек со всей серьезностью отыскивает волю Божию в Свящ. Писании. Если он не любитель словопрений, он должен смирять себя благочестием. Он должен также хорошо владеть знанием языка, чтобы не споткнуться о слова и фразы; он также должен знать многие основные вещи, чтобы не потерпеть неудачу в понимании мест или значения пояснительных слов. Он также нуждается в помощи надежных текстов, которые переписаны искусно и со тщанием. Владея всем этим, он готов к обсуждению и объяснению неясностей Писания» (III, 1).

Августин указывает, что трудности экзегезы могут возникнуть даже по такой, казалось бы, незначит. причине, как пунктуация. Многие еретики, неправильно расставляя знаки препинания, делают из Библии неправославные выводы. Толкователю, согласно А., необходимо учитывать смысл всего контекста, а не вырывать из него отд. фразы и положения. Он должен стремиться проникнуть в смысл целого, чтобы точнее понять мысль свящ. писателя, имея в виду, что Библия о многом говорит иносказательно.

Следуя свт. Амвросию, Августин считал Библию многоплановой и поэтому нуждающейся в аллегорич. толковании:

«Писание начало казаться мне тем более достойным уважения и благоговейной веры, что оно всем было открыто и в то же время хранило достоинство своей тайны для ума более глубокого; по своему общедоступному словарю и совсем простому языку оно было Книгой для всех и заставляло напряженно думать тех, кто не легкомыслен сердцем» («Исповедь», VI, 5).

Тем не менее Августин не остался исключительно на позициях аллегоризма. Он признавал законность и возможность различ. методов толкования.

«Чем, говорю я, помешает мне, если я иначе пойму писавшего, чем поймет другой? <...> Среди такого разнообразия правильных мыслей, да установит согласие сама Истина» (там же, XII, 18, 30).

В своей знаменитой книге «О Граде Божием» («De civitate Dei») Августин проследил всю библ. историю, комментируя ее с т.зр. христианского понимания мировых событий. В этом труде он соединил историч. и буквальный подход к тексту с прообразовательным и аллегорич. толкованием. В частн., он писал:

«Никто не мешает разуметь под раем жизнь блаженных; под четырьмя его реками — четыре добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость; под деревьями его — все полезные учения; под плодами деревьев — нравы благочестивых, под древом жизни — самую мать всех благ, мудрость, и под древом познания добра и зла — опыт нарушения заповеди» (XIII, 21).

Говоря о перечне потомков Ноя, Августин выдвинул смелую для своего времени идею, что Бытописатель имел в виду не отд. людей, а народы (XVI, 3).

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии]

 

См. также:

Августин, Аврелий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

Священноисповедник Амвросий (Полянский). Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием»

Иером. Серафим (Роуз). Вкус истинного Православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский

Валентин Никитин. К антропологии блаженного Августина

Е.Н.Трубецкой. Миросозерцание Блаженного Августина

Александрова Ольга. Исповедание Греха. Аврелий Августин

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 8