Глава 7
Пост и козел отпущения
суть прообразы страданий Христовых.
Итак, видите, чада радости, что благий Господь все наперед открыл
нам, чтобы мы знали, кого мы должны за все благодарить и славословить.
Если Сын Божий — Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал
для того. чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что
Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас. Будучи распят,
Он был напоен оцетом и желчью.
Послушайте, как жрецы народа иудейского предуказали это. В законе
написана заповедь: «кто не будет поститься постом, смертию истребится»
(Лев. 23:29), — так заповедал Господь, потому что Сам Он за наши
грехи имел принести и жертву сосуд Своего духа, дабы исполнилось
и прообразование бывшее на Исааке, когда он был возложен на жертвенник.
Что же говорит Бог у пророка? «И пусть едят козла, приносимого
в день поста за все грехи» — замечайте внимательно — «и пусть только
жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом». Почему? — «Поелику
Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою
за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите
вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись
власяницею и пеплом»[10].
А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте,
какую дал Он заповедь. «Возьмите двух козлов хороших и одинаковых,
и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение»
(Лев. 16:7-9). А с другим что должны они сделать? «Другой», сказано,
«да будет проклят». Замечайте, как открывается здесь прообразование
об Иисусе. «Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну
червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню».
По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню,
снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый
шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который
один между кустарниками имеет сладкие плоды.
А к чему и то — заметьте — что один козел возлагается на жертвенник
а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому,
что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг
тела и будут говорить: «не тот ли это, которого мы некогда уничижили,
пронзили; подвергли осмеянию и распяли? Поистине это тот, который
тогда называл Себя Сыном Божиим». Равным образом для чего и то,
что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы
иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла.
Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать.
Почему еще волну полагают среди тернов? — Это есть прообразование
Иисуса, данное Церкви: кто хочет снять червленую волну, должен
много потерпеть от страшной колючести терна и с болью овладеть
ею. Равным образом говорит Иисус: «хотящие Меня видеть и получить
Мое царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями» (ср. Лк.
16:16; Деян. 14:22).
_________________________