Подобным образом и на крест в особенности Господь указывает чрез
другого пророка, который говорит: «когда это совершится? — Тогда,
говорит Господь, когда древо наклонится и станет, и когда из дерева
воскаплет кровь» (3 Езд. 5:5). Вот еще указание о кресте и о Том,
Кто имел быть распят на нем.
О том же говорит Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками
(Исх. 17:8 сл). Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на
смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал
образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они,
если не будут уповать на него, будут побеждены на век. Итак, Моисей
положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех,
простер свои руки, — и тогда Израиль одерживал победу, а когда
опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для
того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут
уповать на крест.
У другого пророка говорит Бог: «весь день Я простирал руки Мои
к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему» (Ис.
65:2; Рим. 10:21). И еще: Моисей делает образ Иисуса, — что именно
Он пострадает и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени
(знаке) креста, — в то время, когда Израиль гибнул от змеев
(Числ. 21:6; Ин. 3:14). Так как преступление Евы произошло посредством
змея (Быт. 3:1), то Бог попустил всякому змею угрызать израильтян,
и они умирали для того, чтобы вразумить их, что они за свое преступление
преданы смертной скорби. Тогда Моисей, который дал заповедь: «не
будет вам богом ни изваяние, ни слияние» (Втор. 27:15), сам вот
что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея,
полагает его на дереве и чрез глашатая созывает народ. Собравшись,
израильтяне просили Моисея принести за них жертву к помолиться
об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет
угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на дереве, и с верою
надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас
исцелится. Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все
в Нем и для Него (Кол. 1:16).
Далее, что говорит Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал
как пророку, такое имя (Чис. 13:17) для того только, чтобы весь
народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну
Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской,
он сказал ему: «возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорит
Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем
весь дом Амалика» (Исх. 17:14). Вот опять Иисус, не сын человеческий,
но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти.
Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь
этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: «Господь
сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов
Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1; Мф. 22:43-45). И Исаия
равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу[14], Которого я удержал за десницу Его, чтобы
повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу» (Ис. 45:1).
Видишь, как Давид[15] называет Иисуса Господом и Сыном Божиим.