ГЛАВА 10.
О том, что не из тщеславия д`олжно ревновать о добрых делах
Наипаче должно убегать тщеславия не того, которое удаляет от трудов
еще прежде трудов (ибо это было бы меньшее зло), но того, которое
лишает венцов по трудах, этого неодолимого наветника нашему
спасению, который под самыми небесными кругами ставит против нас свою
засаду и усиливается ниспровергнуть добродетели, пустившие стебли свои
даже до неба. Ибо когда видит, что купец благочестия наполнил уже
корабль своего разумения всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив
свою бурю, старается опрокинуть и потопить ладью. Ибо, убедив ум пловца,
поспешающего к горнему Царству, обратить взоры на дольнее и на
человеческую славу, внезапно развевает все душевное богатство и, основания
добродетели сравняв с землею, ниспровергает труды, досягавшие до небес,
доведя до того, что за сделанное нами просим у людей себе
награды мы, которым надлежало, устремляя взор к единому Богу и Ему
соблюдая в тайне добрые дела свои, от Него Единого ожидать достойного
себе воздаяния.
А мы, предпочтя попечению о добре ради Бога делание ради славы
от людей и от них требуя себе суетной награды похвалы,
достойно и праведно лишаемся Божиих воздаяний, не для Бога
трудясь, но отдав себя в работники людям, а от них вместо
наград получая потерю всех наград, чего же можем просить себе у Бога,
для Которого ничего не захотели сделать? И что сие справедливо,
выслушай, как Священное Евангелие говорит о тех, которые делают добро
ради людей: Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 5).
Посему будем убегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств,
этого приятного врага наших душ, этого червя, подтачивающего добродетели, тщеславия,
которое с удовольствием расхищает наше добро, намазывает медом отраву
своего обольщения и умам человеческим подает губительную чашу для
того, думаю, чтобы они без сытости упивались сею страстью, потому что
слава человеческая сладостна для неопытных, а сверх того делает,
что плененные ею легко погрешают и против здравого суждения. Ибо
домогающийся этой славы отступает от собственных суждений, почитает
же достоуважительным то, чему могут подивиться первые из встретившихся
с ним. Хотя бы они, будучи порочны или неразумны, стали дивиться
худому, все-таки желающий похвал то и сделает, что, по его
мнению, предполагают хорошим эти судьи собственных его предначинаний.
А таким образом, тщеславие бывает не только искоренителем добрых
дел, но и путеводителем к делам лукавым.
Поэтому, имея ввиду здравый разум и Бога наставника здравого
разума, надобно идти тем путем, каким поведет Бог. Если иные похвалят
сей путь, должно не ставить в великое их похвалу, обращая
взор к горнему Хвалителю, и только радоваться за них, что имеют
правильное суждение о добре. Если же другие будут порицать,
то не должно стыдиться сего, но жалеть о них, как о не
имеющих здравого суждения и пребывающих в страшном помрачении
разумения.
|