ГЛАВА 17.
Сколькими способами возникают в душе лукавые помыслы
Поелику прежде хотя рассуждали мы о помыслах, однако же не
объяснили, сколько есть способов, по которым в здравом рассудке
зарождаются лукавые мысли, то теперь почли мы справедливым присовокупить
и сие, чтобы исследование сего предмета было совершенно.
Итак, два способа, которыми непристойные мысли приводят в смущение здравый
рассудок: или душа по собственному нерадению блуждает около того,
что для нее неприлично, и от одних мечтаний переходит к другим,
самым бессмысленным, или бывает сие по злоумышлению диавола, который
старается представлять уму предметы непристойные и отводит его от созерцания
и внимательного рассматривания предметов похвальных.
Посему когда душа, ослабив твердость и собранность мысли, пробудит
в себе первые встретившиеся ей воспоминания о предметах,
без разбора взятых, тогда помысл, невежественно и безрассудно увлекаясь
воспоминаниями об этих предметах и долго на них останавливаясь,
из одного заблуждения переходит в другое, еще далее его заводящее,
пока, наконец, не вринется в гнусные и ни с чем не сообразные
мысли. Но таковое нерадение и такую рассеянность души должно
исправлять и отклонять от себя более собранным и строгим
вниманием ума и в каждую настоящую минуту надобно занимать непрестанно
душу размышлением о том, что прекрасно.
Когда же диавол предпринимает строить свои козни и с великою
силою старается в безмолвствующую и в покое пребывающую душу
впустить свои помыслы, как разжженные какие стрелы, внезапно воспламенить
ее и произвести в ней продолжительные и неистребимые воспоминания
однажды в ней впечатленного, тогда трезвением и усильнейшею
внимательностью должно отражать таковые нападения, подобно тому как борец
самою строгою осторожностью и изворотливостью тела отклоняет от себя
удары противоборцев, и между тем все, то есть и прекращение
брани и отражение стрел, приписывать должно молитве и призыванию
помощи свыше. Ибо сему научает нас Павел, говоря: над всеми восприимше
щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити
(Еф. 6, 16).
Хотя бы во время этих молитв он и стал влагать лукавые
мечтания, душа не перестает молиться и да не почитает собственными
своими произращениями эти лукавые всеяния врага, эти мечтания неистощимого
в кознях чудодея yaumatopoioа, но рассудив, что появление неприличных
мыслей бывает в нас по безотвязности изобретателя лукавства,
тем сильнее да припадает к Богу и да молит Его рассыпать
лукавую преграду остающихся в памяти непристойных помыслов, чтобы
стремлением ума своего беспрепятственно, без всякого промедления и мгновенно,
востечь к Богу, когда нашествия лукавых помышлений нимало не будут
пресекать пути. Если же и продолжится таковое восстание помыслов
по безотвязности воюющего с нами, то и в этом случае не должно
приходить в отчаяние и оставлять подвиги на половине дела, но терпеть
дотоле, пока Бог, видя нашу стойкость, не озарит нас благодатию Духа,
которая обращает в бегство наветника, очищает и наполняет Божественным
светом ум наш и дает, что мысль наша в неволненной тишине
служит Богу с веселием.
|