ГЛАВА 26.
О том, что стремящемуся к совершенству не причинит никакого
вреда выход из обители
Если подвижник скажет, что вредны для него выходы и путешествия,
предпринимаемые для необходимых общих потреб, и потому будет отказываться
от выхода, то он не уразумел еще строгости послушания и
не знает, что добродетель сия не усовершается такою недеятельностью.
Посему пусть посмотрит на примеры святых, как достигали они совершенства
в послушании, нимало не противоречили и не противились
ни одному, даже неудобоисполнимому, приказу, и пусть обучится совершенному
послушанию. Если же кто и в самом деле потерпит от сего вред,
то пусть просит братство помолиться за него Богу и сам
да испрашивает у Бога с несомненною надеждою, чтобы во всех
духовных упражнениях и в телесных служениях добрым делам соделаться
ему сосудом, годным в дело и благопотребным. И, конечно, Тот,
Кто одобряет усердие ищущих доброго, даст ему силу, так как Сам Он велел
просить и сказал: Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете;
толцыте, и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает,
и толкущему отверзется (Мф. 7, 7-8) и еще в другом
месте: Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит
от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся
ему. Да просит же верою, ничтоже сумняся (Иак. 1, 5-6). И вообще
во всех таких случаях, в которых ум будет уклоняться от совершенного
послушания или сатана станет полагать препятствия, ослабляя и отсекая
усердие, мы, пользуясь сим пособием, будем молить Бога и просить,
чтобы дано было нам обилие добрых дел, плоти наши пригвождены были страху
Божию, ум наш сделался нерассеянным и нимало не уловляем был
плотскими пожеланиями и удовольствиями. Ибо мирские пожелания, рождающиеся
в душе при рассеянности ума, производят многоразличные беспорядки
в помыслах и делают нас ленивыми на добрые дела.
Посему каждый из нас да не отказывается служить собственным
своим содействием общим и необходимым телесным потребам, но да
молит Бога, чтобы получить от Него силу содействия. Ибо если все
будут отказываться в подражание тем, которые уже отказались, то кто
будет тогда выполнять требуемое нуждою?
Кроме сего, не худо вразумиться в этом и примером. Воин,
недавно поступивший в какой-нибудь полк, не о том старается,
чтобы служащих в полку переучить по-своему, но сам соображается с порядком
и обычаями, какие в полку. Поэтому и включенный в духовное
общество должен желать не членов общества преобразовать по своему
нраву, но собственный свой нрав привести в согласие с обычаями
и уставами общества.
|