ГЛАВА 3.
О том, что не должно без осторожности иметь свидания с женщинами
О бдительности над помыслами и обуздании телесных страстей,
об изведении на простор и тишине внутреннего человека,
о внимании и усердии его к своим обязанностям сколько могли,
достаточно сказали мы ранее. Однако надобно не только бдительно наблюдать
за помыслами, но по возможности удаляться от близкого общения
с тем, что всего более, приближаясь к нам, приводит нам на память
страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе
брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас,
принимать на себя необходимо, но весьма безрассудно воздвигать самим
против себя брань произвольную. В первой и поражение (чего да не
будет с Христовыми подвижниками!), может быть, получит извинение,
а в последней побежденный сверх того, что бывает осмеян, лишается
и извинения.
Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий и с женщинами,
если не принуждает к свиданию неминуемая какая-нибудь необходимость.
Да и при встретившейся необходимости надобно беречься женщин, как
огня, и как можно скорее и поспешнее расходиться с ними.
Вникни, что о сем говорит премудрость: Ввяжет ли кто огнь в недра,
риз же не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных,
ног же не сожжет ли? (Притч. 6, 27-28).
А если кто говорит, что от свидания и долгого сожительства
с женщинами не терпит вреда, то он или не имеет в себе
мужской породы и есть какое-то весьма странное создание, занимающее
средину между тем и другим полом, как это говорят о скопцах
от рождения, если уже хотя им можно присвоить бесстрастие и нечувствительность
к женскому полу, ибо желание скопчо растлит ли девицу? говорит
Премудрый (Сир. 20, 4), или если имеет, то, будучи погружен в страсти,
не чувствует сего, уподобляясь упившимся или сумасшедшим, которые
в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но допустим
условно то, что выходит из пределов разума, а именно: будто иной
не уязвляется мужскою страстью. Хотя бы сам он и остался
бесстрастным, но нелегко ему уверить других, что он бесстрастен.
А соблазнять многих, не имея при сем ввиду никакого доброго
дела, почитаю небезопасным для поступающего так.
Притом должно принять во внимание и другое нечто, а именно:
хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет
уже спорить с нами и в рассуждении женщины, что она также изъята
от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба рассудком и более
склонна к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того,
кто неосторожно имел с ней свидание. И кто сам не уязвляется,
тот часто уязвляет, хотя и не знает того. И женщина, часто приходя
к подвижнику под предлогом якобы духовной любви, начинает впивать
в себя грех посредством очей, похотливыми взорами пожирать наружность
ближнего и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву, которую
всего более любит Жених.
Поэтому, чтобы не случилось чего-либо из сказанного, надобно
нам остерегаться, если возможно, всяких, а в противном случае, по крайней
мере, частых и продолжительных бесед и свиданий с женщинами,
не питая ненависти к этому полу и не отрицаясь родства с ним,
но покровительствуя и помогая всякой женщине, как сопричастнице
естества человеческого, особенно же вступившим в подвиг
чистоты, потому что подвизаются они в одном с нами; но свидания
остерегаться, чтобы не привести себе на память той страсти,
от которой мы удалились и отреклись.
|