ГЛАВА 33.
О том, что настоятели не должны давать воли подвижникам,
оставляющим свое собрание, и принимать их в общежитие
Начальствующие над духовными обществами
должны действовать в духе взаимного доброжелательства и, заботясь друг о друге,
не разорять того, что устроено другими, и не принимать просто, без разбора, тех,
которые оставляют другие братства. Ибо это есть совершенное замешательство, расстройство
и разрушение духовного дела. Так, разумнейшие из братий твердо пребывают в добре,
удерживаясь страхом Божиим, а ленивые и беспечные ведутся и направляются к добру
стыдом человеческим и нуждою, налагаемою от людей; посему если беспечный увидит,
что ему можно без страха убежать от трудов, назначаемых в избранном им однажды
обществе, перейти в другую обитель и жить там без опасения и невоздержно, то он
легко оторвется от союза, и поспешно принимающий его будет виновен в его погибели.
И когда это зло размножится, то и хорошо живущих нередко будет совращать с прямого
и правого пути, и погибель всех их соберется на главу того, кто подает повод к
таким поползновениям. Итак, чтобы не случилось сего, будем отступающих от своих
братий вразумлять и возвращать туда, откуда они вышли. Если же не послушаются
нас, будем беречься и отвращаться от них, избегать встречи с ними и это же внушать
и всем братиям, дабы или они сами, уцеломудренные таким отвращением, опять вошли
в свою ограду и паслись от поставленного над ними пастыря, или ежели они пребудут
упорными в своем отречении от общения духовного, то, по крайней мере, прочие,
видя, как гнушаются ими, уцеломудрились бы их примером и, избегая стыда, боялись
бы подражать им.
А чтобы показать, что это не мои слова, а ясные
законы Духа, предложу вам глаголы Павла, которыми он обличал невоздержно
живущих,
подвергая наказаниям, вместе с другими, и пьянствующих, и поносителей:
аще бо, — говорит он, будет блудник, или досадитель, или пияница,
с таковыми ниже ясти
(1 Кор. 5, 11). И в другом месте, указывая на ничтоже делающия,
но лукавно обходящия
(2 Фес. 3, 11), говорит: сего назнаменуйте и не примешайтеся ему (14).
А что нарушающий
обеты, данные Духу Святому, поступает хуже досадителей, пияниц и проводящих
жизнь
в праздности, это всякому очевидно. Итак, самый разум по праву убеждает
нас тем
людям, которые разоряют духовное благочиние, воспрещать и преграждать всякие
сношения
с хранящими оное. Отлучка брата из обители тогда только остается непредосудительною,
когда это бывает по определению настоятеля для устроения дел монастыря.
|