Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Агафангел,
митрополит Одесский и Измаильский

Святитель Иннокентий Херсонский и общество


Источник: Пастырско-богословский журнал ОДС «Андреевский вестник» №1 (11), 2005.
Интернет-источник: www.odseminary.orthodox.ru

 

«На епископа должно смотреть, как на самого Господа», — писал святой Игнатий Богоносец. В истории Церкви далеко не все епископы сподобились прийти в соответствие этому призыву, но те из них, которые возросли в жертвенности служения своей пастве и в апостольской верности истинам веры, получили в Церкви наименование святителей.

Святительство являет собой особый тип святости, исключительно важный в спасительном служении Церкви среди отпавшего от Бога мира. При всецелой устремленности к горнему и предстоянию у алтаря Господня, святительское служение одновременно оставалось и наиболее открытым миру во всех сферах его бытия — государственной, общественной, семейной. Это именно тот род служения, на котором всецело требовалось исполнять слова Христа о том, что возженный светильник должно ставить на видное место, да светит всем (Мф. 5,15).

Среди истинных церковных светильников мы видим многочисленную и славную плеяду — апостольских мужей Игнатия Богоносца, Иринея Лионского, Ипполита Римского…; знаменитых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Кирилла Иерусалимского, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, патриарха Фотия…; наших отечественных святителей Макария Киевского, московских святителей Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Гермогена, святителей Димитрия Ростовского и Филарета Московского (Дроздова), святого патриарха Тихона.

Во все времена и на всяком месте их служение выходило весьма далеко за пределы церковной ограды, изливая благодатный свет пастырства и нравственного просвещения на широчайшие слои светского общества.

К этому славному духовному сословию принадлежит и прославленный в Одесской митрополии святитель Иннокентий Херсонский — «новый русский Златоуст», многомудрый пастырь и энциклопедически образованный муж.

Святитель Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, родился 15 декабря 1800 года в семье священника в г. Ельце. Получил блестящее образование в Орловской Семинарии и Киевской Духовной Академии. В 1823 году принял монашеский постриг и занял кафедру богословских наук в Петербургской Духовной Академии. К петербургскому периоду профессорства Иннокентия относятся три замечательных его сочинения — «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла» и «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», — за которые он, уже будучи в сане архимандрита, был удостоен степени доктора богословия.

Получив возможность излагать свои мысли с кафедры, Иннокентий почувствовал, что он стоит у того великого дела, к которому наиболее склонен, — обращаться к обширной пастве с словом о евангельской вести и истинах вечной жизни. С Академической кафедры зазвучали дотоле неслыханные речи. В лекциях Иннокентия слушателей привлекало органическое соединение живой искренней веры с глубоким богословием.

Евангельские повествования в изложении святителя Иннокентия подкреплялись обширными археологическими и географическими подробностями, и притом так, что эти подробности отнюдь не нагромождаются одна на другую в беспорядочную массу, за которой теряется главный предмет, а размещаются с мастерством художника, который из мелких мозаичных камней создает чудный образ — образ Богочеловека. Только гораздо позднее, благодаря массе новых открытий в области географии и археологии Святой Земли, этот метод сделался достоянием науки сначала на западе, а потом и у нас.

Святителем Иннокентием в его лекциях был разработан и апробирован совершенно новый для того времени историко-археологический (историко-сравнительный) метод, состоявший в том, что богословие подтверждалось ссылками на исторические факты и явления. Этот метод святитель применял и при написании своих многочисленных сочинений.

Между тем популярность молодого профессора выходит за пределы Академии и он по благословению епархиального начальства произносит проповеди в Лавре и Казанском соборе. Не проходит и нескольких месяцев, как слава о «новом Златоусте из Духовной Академии» охватила все концы Петербурга. Послушать святителя Иннокентия стекались громадные толпы народа со всех концов Петербурга. Широчайшие общественные слои столицы обращают на него свое внимание, испытывая благодатность его пастырского слова.

Проповеди святителя Иннокентия действовали не только на воображение слушателей, но и на их рассудок. В них, в этих проповедях, пленяли и увлекали редкое соединение ясности и простоты слова, музыкальной размеренности речи и художественной ее картинности. При этом во всех них, в каждом обороте, в каждом выражении проглядывало одно искреннее намерение, связывавшее и одухотворявшее целые длинные тирады. Касался ли архиепископ Иннокентий догматов веры, правил нравственности, молитвы Господней, заповедей, явлений природы или какого-либо события текущей жизни, — он, по замечанию одного из своих ученых рецензентов С.П. Шевырева, имел всегда пред собой одну великую мечту — отобразить в своих речах Бога, Его высочайший образ, образ земной Его жизни.

На это ясно указывал и сам Иннокентий в одном из своих слов: «Иисус и крест Его, — говорил он однажды своим слушателям, — се наша мудрость. Изображение Его пред вами в том самом виде, как Он представлен у св. пророков и апостолов, — вот наше красноречие! Большего не знаем и не обещаем; лучшего не можем и не хотим».

Таким образом уже в раннем, петербургском периоде своей жизни будущий святитель успешно утвердил себя в двух областях:

— как проповедник и пастырь с широким общественным резонансом;

— как новатор в области церковных наук, методы которых были восприняты затем и науками светски Академическими.

Уместным будет сказать, что именно благодаря изданию проповедей и научно-литературных трудов святителя Иннокентия, журнал Санкт-Петербургской Академии «Христианское чтение» испытал свое второе рождение, увеличив круг своих читателей среди столичного общества.

Вскоре, в 1829 году, архимандрит Иннокентий получил ученую степень доктора богословия, а в следующем был назначен ректором и профессором родной Киевской Академии. Вступив в качестве хозяина в стены вскормившей его высшей школы, архиепископ Иннокентий сразу поднял все стороны ее жизни, и потому то десятилетие, какое провел в Киевской Академии этот гениальный ее питомец, по справедливости может быть названо самым блестящим периодом ее истории.

По вступлении в ректорскую должность о. Иннокентий предпринял ряд важных и животворных преобразований. Наиболее живительным из них следует признать отмену преподавания на латинском языке, державшее православное богословие и всю полноту учебного процесса Академии в схоластических оковах. Дополнительно были расширены некоторые предметы и обновлено содержание ряда научных дисциплин. Особого внимания заслуживает введение в круг учебных дисциплин экклезиологии (науки о Церкви) и церковного законодательства, что положило начало преподаванию канонического права в духовных школах. Все эти меры привели к более глубокому пониманию студентами специфики отношений Церкви и мира и того особого призвания, которое возлагается на будущих пастырей.

Подвижнические труды нового ректора по усовершенствованию учебного процесса и благоустройству Академии, подкрепляемые постоянным живым общением с профессорско-преподавательским составом и отеческой заботой о студентах, привели в итоге к духовному возрождению и расцвету Киевской Духовной Академии.

Органичным дополнением ярких проповедей и лекций профессора Иннокентия служили различного рода семинары, литературные и исторические вечера, на которые сходились священники, учителя и другие представители киевского общества.

Значение Киевской Духовной Академии как некоего духовно-культурного центра необычайно возрастает и по региональной значимости может считаться сопоставимым с ролью Киевского государственного университета.

В 1841 году в большой степени благодаря епископу Чигиринскому Иннокентию в Киеве учреждается «Историческое общество». Много сил, внимания и таланта отдавал Владыка Иннокентий этому новому делу. Сохранился подлинный лист-протокол первого исторического заседания этого общества. «В заглавии написано рукой святителя: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Киевское Общество Истории и древностей словено-русских».

Таким образом, в основании Киевской исторической школы лежит имя святителя Иннокентия, утвердившего принцип неразрывности истории Руси и истории Православной Церкви.

Под его влиянием и при его непосредственном руководстве появилась целая плеяда достойных деятелей богословской и церковно-исторической науки. Это прот. И.М. Скворцов, Я.К. Амфитеатров, В.Н. Карпов, П.С. Авсеньев, впоследствии архимандрит Феофан, отец Димитрий Муретов, впоследствии епископ Херсонский и Таврический, А.Н. Новицкий, И.Г. Михневич, С.С. Гогоцкий и другие. Таким образом святитель Иннокентий освежил и вновь разбудил в России замечательную деятельность Церкви учащей, сообщил новую энергию деятельности русских богословов. Около него группируется целая богословская и проповедническая школа.

Влияние Киевской Духовной Академии и ее ректора на общество выходит далеко за стены Академии, распространяясь не только в пределах Киева, но и по всей Малороссии.

С этого периода и далее на протяжении всей жизни ярко проявляется искренний патриотизм будущего святителя, его особая преданность святоотеческой вере, своей пастве и своему Отечеству.

И если его великий современник и первый поэт России А.С. Пушкин возвратил современное светское общество к родному языку, родной природе и истории, то святитель Иннокентий всеми силами своей души и талантов содействовал возрождению в обществе святоотеческой веры, преданности родному Отечеству и многовековым устоям семейного и общественного благочестия.

Вступив в епископскую должность и получив в 1840 году назначение на Вологодскую кафедру, Владыка Иннокентий предпринимает глубокие исследования вологодских рукописей. В славной истории отечественного Православия, в незыблемости традиций святости и благочестия усматривал Владыка единственно верное и неколебимое основание для дальнейшего развития государства и общественной жизни.

Перейдя в марте 1841 года на Харьковскую кафедру, Владыка Иннокентий все свободное от управления епархией время посвящает изучению истории Православия в Польше и истории Русского раскола — двум узловым темам русской истории, из которых, пожалуй, именно Русский раскол, поколебав и ослабив Церковь, стал родоначальником всех последовавших в России социально-исторических потрясений.

В обеих епархиях Преосвященнейший Иннокентий оставил по себе славу мудрого администратора, неутомимого проповедника и просветителя. Особенно он любил возобновлять и вновь устраивать и украшать церкви, монастыри. Книжные и рукописные богатства последних приказывал описывать и направлять в ученые центры — в Академии. Много заботился Владыка об улучшении материального быта, о добром имени и подъеме образования подведомственного ему духовенства и всего общества.

Показателем степени общественной значимости святителя Иннокентия служит отношение к нему современной ему печати. «Отечественные записки» и «Журнал министерства народного образования» сообщают на своих страницах о каждой проповеди святителя, появлявшейся в печати, как о событии первостепенной важности в умственной жизни общества, также как Академия наук в своих «Известиях по отделению русского языка и словесности». Такое отношение к Владыке Иннокентию светской печати рассматривают как вполне оригинальное явление в жизни русского общества середины XIX века.

Один из лучших литераторов-стилистов того времени, Стурдза, превосходно перевел проповеди святителя Иннокентия на французский язык, и в иностранной литературе талант русского проповедника, вопреки обычному в то время в ней игнорированию самых замечательных явлений русской жизни или неприязненному к ним отношению, находил себе беспристрастную оценку и восторженные похвалы. Таким образом, проповеди святителя Иннокентия сделались известными Западу едва ли не раньше, чем знаменитейшие произведения наших великих поэтов. Затем, еще при жизни, проповеди святителя были переведены, хотя и не все, а по частям, на польский, сербский, немецкий, греческий и армянский языки.

Святитель Иннокентий, как богослов и проповедник, как человек обширных познаний и дарований, обретает признание не только в русском, но и в европейском обществе. Он был воистину «doctor universalis»: не было науки, в которой бы он не был компетентным критиком и руководителем.

Имя святителя Иннокентия было знакомо и дорого не только духовному сословию, но и многим светским лицам. «Знакомившиеся с ним находили его положительно живой энциклопедией. Геология была ему так же близка, как гомилетика, анатомия, военное искусство, политическая экономия были ему наравне с патристикой. Военные находили, что он замечательный тактик, медики с удивлением отзывались о его медицинских познаниях. Не было той научной области, в которой бы святитель Иннокентий не был бы до известной степени сведущ» (журнал Христианское чтение, 1884 года). Естествознание, история, археология, политическая экономия, военное искусство, глубины самых передовых философских систем — ничто не было чуждо неиссякаемо талантливому человеку.

Святитель Иннокентий как исследователь-новатор даровал обществу новый исследовательский метод — историко-археологический. Им основаны и две новые науки: символика (история символов веры или богословская пропедевтика) и экклесиастика (учение о Церкви). Профессор Николай Барсов писал: «От него (Иннокентия) собственно и получило начало то богословие, которое составляет действенную силу нашей Православной Церкви. В новом методе богословствования Иннокентия берут у нас свое начало три новые богословские науки, им созданные: богословие основное, обличительное и практическое».

Глубиной своих познаний и оригинальностью суждений святитель Иннокентий содействовал развитию многих областей светской науки именно в том направлении, чтобы они объединялись единым христианским мировоззрением.

Ученые заслуги святителя были по достоинству оценены в ученом мире: 19 октября 1841 года он был утвержден ординарным Академиком Российской Академии наук.

И все же архипастырское служение оставалось для святителя Иннокентия первоочередным. Профессор Николай Барсов писал, что «между иерархами его времени после Филарета, митрополита Московского, мы не знаем, кто бы был так рачителен и деятелен в области своих непосредственных обязанностей. Во всех местах его архиерейского служения ему удалось значительно поднять своей энергией умственный и нравственный уровень духовенства и отчасти его материальный быт».

Современники отмечают необыкновенную простоту и доступность святителя, неустанную заботу об увеличении числа церквей и народных школ, уровня проповедничества и образования в селах, всемерного повышения духовного уровня народа.

Определением Святейшего Синода от 15 апреля 1845 года Владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

1 апреля 1847 года он назначен членом Святейшего Синода.

24 февраля 1848 года последовал указ о назначении архиепископа Иннокентия на Херсонскую и Таврическую кафедру.

Назначение это было промыслительным, так как церковная нива этой епархии была обширна и невозделана. Множество народностей и переселенцев Причерноморья к тому времени вообще не были просвещены светом Христовым.

Святителю Иннокентию предстоял благодатный труд по возделыванию этой нивы. При нем произошло полное становление в вере населения Причерноморского края.

Совершив в день Пятидесятницы свою первую Божественную Литургию в Одесском Спасо-Преображенском Кафедральном соборе, архиепископ Иннокентий обратился со словом назидания к своей новой пастве.

С этого дня и далее неизменно жители Одессы толпами стекались внимать священнослужению и проповеди своего знаменитого архипастыря. Для него богослужение было средоточием всей его деятельности, всей его жизни.

Первым делом Владыка поднял уровень богослужения в кафедральном соборе. Он благословил совершать вечерний вход трем священнослужителям, вместо одного, как было раньше. По его слову шестопсалмие читал ключарь собора, а канон — архимандрит. Всегда в действиях он являл нечто новое и особенное.

При святителе Иннокентии было завершено строительство Спасо-Преображенского собора и кафедральный собор Одессы по своему величию и благолепию занял третье место в Императорской России. Кроме того, Владыка построил в Одессе еще немало храмов и часовен, в том числе — знаменитый Никольский приморский храм у основания Потемкинской лестницы, в котором служил позже святой праведный Иона Одесский.

В Одессе деятельность святителя Иннокентия носила такой же характер, как и раньше в Киеве, Вологде, Харькове: он неустанно работал, проповедовал, просвещал своих пасомых, заботился о возможно лучшем устройстве своей епархии, повышении духовного и общекультурного уровня священства и всей своей обширной паствы.

Во время своих продолжительных путешествий по епархии святитель за каждым богослужением говорил проповедь или краткое поучение. Народ очень любил его простые общедоступные обращения в виде отеческих бесед, которые никогда не записывались, а сохранялись в сердцах многих его современников.

Результатом его активной архипастырской деятельности было учреждение особых молитвословий и крестных ходов — в день основания Одессы и в день ежегодного перенесения из Херсона в Одессу Касперовской иконы Божией Матери, дважды спасавшей Одессу во время Крымской войны и являющейся ныне главной святыней Одессы и всего Причерноморья.

По примеру Киева и Харькова он устраивает литературные кружки (например, кружок Стурдзы), занимается составлением документов для Одесского общества истории и древностей. Он умел пользоваться всем и из всего извлекать пользу, — и с редкой проницательностью умел согласить и соединить все интересы церковные и общественные, все мог примирить и уладить так, как только он один умел.

Ярким показателем общественной значимости и авторитета святителя Иннокентия служит его обширная переписка. Среди адресатов необыкновенного архиерея — Гоголь, Достоевский, Кукольник, Квитка-Основьяненко, Гулак-Артемовский, А.К. Толстой, многие члены Святейшего Синода, архимандрит Фотий — духовник Царской семьи и непосредственно первой особы Императорского Дома. Всего святителем написано порядка 5 тысяч писем. Многие из них по значимости в общественных делах и судьбах людских сопоставимы со знаменитым посланием святителя Филарета (Дроздова) А.С. Пушкину, положившим начало новому, духовно зрелому периоду в творчестве поэта.

Святитель Иннокентий состоял в близких отношениях с целым рядом видных государственных и общественных деятелей, среди которых генерал-губернатор Новороссийского и Бессарабского края граф Строганов, религиозный философ и меценат Александр Стурдза — основатель женского Свято-Архангело-Михайловского монастыря и богадельни сердобольных сестер, генералы и офицеры Крымской войны, старожил Одессы генерал-майор Е.В. Богданович и многие другие. Уместно привести отрывок из телеграммы Богдановича на имя архиепископа Иустина по случаю столетия со дня рождения Владыки Иннокентия: «Достойное чествование великого святителя затронуло глубоко душу мою… Господь судил мне, в моей молодости, в родной Одессе долгое время по вечерам в келье Владыки пользоваться его глубоко поучительными беседами и мудрыми советами. Слезы благодарности льются из моих стареющих очей, когда вспоминаю я, как меня, пораженного мучительной болезнью, по совету Иннокентия принесли к чудотворной иконе Касперовской Божией Матери, и как с последним словом моей горячей молитвы мгновенно поднялся я, исцеленный, с одра тяжкой болезни».

Благодарную память о святителе Иннокентии хранили в своих сердцах многие и многие из его современников — от семинаристов и сельских священников и учителей до выдающихся писателей, ученых и государственных мужей.

Особо следует отметить, что Владыка является фактически основателем церковной прессы. Известно, что до революции каждая епархия имела свой печатный орган — епархиальные ведомости. Инициатива основания епархиального журнала и разработка общей концепции к 1853 году принадлежит именно архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию (Борисову).

Главным элементом концепции было разделение журнала на две части: официальную и неофициальную. Официальная предназначалась для указов и распоряжений Святейшего Синода, известий высшей государственной власти, особенно по данной епархии, для распоряжений епархиального начальства, для сообщений о перемещениях и вакансиях, для извлечений из годовых отчетов различных епархиальных учреждений. В неофициальной части печатались отрывки из творений святых отцов, проповеди, статьи назидательного характера, местные исторические, биографические, краеведческие и библиографические материалы.

Эта концепция была представлена на утверждение Святейшему Синоду преемником Владыки Иннокентия по кафедре архиепископом Димитрием (Муретовым). Синод не только утвердил ее в 1859 году, но и разослал предлагаемую программу издания всем епархиальным архиереям. В следующем году по этой программе начали выходить епархиальные ведомости в Ярославле и Херсоне, а еще через 10 лет они уже издавались в большинстве епархий.

Воистину, широта интересов и поле деятельности святителя Иннокентия были необозримы.

Очень много было сделано им по изучению христианских древностей, в том числе и практически, чтобы сохранить в неприкосновенности и обновить церковно-исторические памятники Причерноморья. Так, святителю Иннокентию обязана своим появлением мысль о восстановлении древнего Херсонеса как места крещения Владимира Святого. Его же заботами учрежден в Крыму «Русский Афон», где настоятелем одного из монастырей был поставлен гонимый турками греческий митрополит Агафангел.

Братское христианское чувство и особая гражданская мудрость явлены святителем и в своем постановлении считать 19 июня днем памяти патриарха-мученика Григория V, пострадавшего от турок в Константинополе во время восстания греков.

В те годы в стенах Одесской Духовной Семинарии получили образование многие болгары и греки. В знак благодарности греческий король наградил архиепископа Иннокентия в 1851 году орденом Спасителя 1-й степени. Но помощь Одесского архипастыря не ограничивалась лишь церковной сферой.

Святитель Иннокентий был до мозга костей проникнут любовью к славянству и предвидел освобождение Балканского полуострова. Ознакомив через болгарина-патриота с реальностью на Балканах императора Николая I и правительство, святитель Иннокентий возбудил в обществе симпатии к соплеменникам. Святитель Иннокентий рекомендует помочь братской Болгарии, рекомендует полезных людей, направляет ход дел церковных и политических в духе религиозного единения между греками и славянами. Его участие в судьбах Болгарии выразилось в крупных денежных пожертвованиях, сделанных им лично. В феврале 1854 года получило начало «Болгарское настоятельство в Одессе», мысль об учреждении которого впервые высказал одесский святитель.

При участии святителя Иннокентия болгары устроили в Константинополе церковь, для болгарского храма в Адрианополе святитель Иннокентий выслал церковно-богослужебные книги и облачения.

В современном ему обществе ходила молва, что Иннокентий намерен с Херсонским архиепископством соединить Болгарское патриаршество. Труды святителя Иннокентия на пользу славянского мира составляют краеугольный камень того церковно-политического союза православных балканских стран, который позволил им выстоять во многих исторических испытаниях.

Святитель Иннокентий был деятельным участником всех событий своего времени. Активным патриотом и истинным сыном своей Родины проявил себя святитель в годы испытаний Крымской войны в 1853-1856 годах. Его геройское истинно христианское мужество и присутствие духа во время осады и бомбардировки Одессы неприятельским флотом, его торжественные службы и вдохновенные речи к жителям Одессы в эти страшные дни, сестрам Крестовоздвиженской общины, его путешествия в Крым, где старался он словом веры и упования подкреплять жителей. Его священнослужения и речи в самом Севастополе посреди громов войны — все это озарило имя архиепископа Иннокентия новой славой, славой высокого патриота и великого пастыря Церкви.

Благодарная Одесса хранит особую память о святителе Иннокентии за свое двукратное спасение от неприятельского флота в Крымской войне. Одесса не имела должных оборонительных укреплений и в отсутствие надежды на земную помощь все упование оставалось возложить на помощь Небесную. И Божья помощь милостиво посещала причерноморскую землю, по молитвам святителя Христова. Благодать и сила его молитв особенно проявились при осаде Одессы неприятельским флотом на Страстной седмице в апреле 1854 года.

Современники так описывают события того времени. 8 апреля 1854 года на Страстной седмице неприятельский флот приблизился к Одессе. Когда в Великую Пятницу началась бомбардировка города, архиепископ Иннокентий впервые совершил таинство Елеосвящения архиерейским служением в кафедральном соборе, что и поныне остается ежегодной традицией. В Великую Субботу на литургии страшный разрушительный взрыв поколебал стены собора. Народ был близок к панике, многие опустились на пол. Тогда царские врата немедленно растворились, Владыка вышел из алтаря и, взяв пастырский жезл, пламенной речью устыдил свою паству, напомнив, что лишь архангельского трубного гласа и Страшного суда следует бояться православным.

Будучи человеком великой веры, святитель Иннокентий со свойственной ему прозорливостью предсказывал, что бомбардировка будет непродолжительной. И, действительно, 11 апреля неприятель прекратил огонь, а 14-го, в среду на Светлой Седмице, совсем оставил Одессу.

Следующее испытание постигло Одессу спустя 17 месяцев, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

26 сентября 1855 года 120 военных кораблей явились перед Одессой, грозя ей разрушением. Преосвященный Иннокентий со всем народом совершал непрерывные покаянные молебны с акафистом перед чудотворным образом Касперовской Божией Матери, и как некогда азиатский завоеватель Тамерлан бежал от Москвы, устрашенный грозным запрещением Царицы Небесной, так и в Крымской кампании, верим, враги были удалены заступничеством Взбранной Воеводы Небесных Сил. 2 октября неприятель снова покинул Одессу, не причинив городу никакого вреда. Все эти события вошли в предание отечественного Православия.

С тех пор Касперовская икона Божией Матери становится покровительницей Одессы и всего Причерноморья, в память о чем каждую пятницу в кафедральном соборе совершается молебен с акафистом Покрову Божией Матери — чудное творение святителя.

Во время Крымской войны Владыка, деятельно служа своей пастве, часто посещал Симферополь, Севастополь, госпитали и места боевых действий, оказывая духовную и материальную поддержку в наиболее трудных местах.

Святитель Иннокентий совершил освящение русского флота, бесстрашно ходил в Севастополе под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев. Предметом особой заботы святителя были госпитали, госпитальное духовенство и сестры милосердия, ухаживающие за больными воинами.

Святитель снабжал раненых собранным продовольствием, духовными книгами и иконами. Он был верным сыном Родины и истинным отцом и пастырем для соотечественников.

Народ за самоотвержение Владыки назвал его «великим гражданином земли русской», выражая в простоте сердца убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».

8 апреля 1856 года был заключен мир, но забот у святителя Иннокентия не уменьшилось: надо было восстанавливать и исправлять разрушенные и опустошенные войной святыни, разоренные монастыри и церкви, — и неустанный Владыка продолжал энергично работать.

В этом же году святитель Иннокентий принимает участие в коронации Государя Александра Николаевича, в память о чем получает от благодарного Государя-императора коронационную медаль и царский саккос, шитый золотом и украшенный драгоценными камнями.

Возвратившись в родную епархию, Владыка Иннокентий, вопреки болезни и запрету врачей, предпринимает путешествие в опустошенный войной Крым. 17 апреля 1857 года святитель отправился в путь. Проехав города Николаев, Херсон и Перекоп, 21 апреля Владыка Иннокентий совершил Божественную литургию в городе Евпатории. После литургии он произнес слово о загробной жизни. Это было последнее служение и последняя проповедь архипастыря. Свеча земного бытия его догорала…

Находясь в крымской поездке, 25 апреля 1857 года в конце трудового дня в Бахчисарайском скиту святитель ощутил сильную немощь. Последовали две бессонные ночи, переезд в любимое детище — Херсонесскую иноческую обитель, исповедь и причастие Святых Тайн после ранней литургии 3 мая, выезд и прибытие в Одессу 11 мая, отправка 18 мая рапорта Святейшему Правительствующему Синоду.

25 мая, в день Троицкой родительской субботы, Владыка попросил отслужить Вселенскую панихиду и прочесть канон Святой Троице, затем, по традиции, приготовить ему постель из свежего сена на полу. Был пятый час утра, светало, Владыка подошел к окну и сказал: «Господи, какой день!» - и через мгновение на руках двух келейников, молитвенно коленопреклоненный, скончался. На рапорте об этом известии император Александр II пометил: «Крайне о нем сожалею. Вся православная Россия теряет в его лице великого пастыря Церкви».

Со святителем Иннокентием, по отзыву профессора Малышевского, сошел в могилу проповедник, который «едва ли не больше всех заставил современное ему русское общество полюбить свою русскую проповедь, едва ли не шире всех распространил просветительное ее влияние на общество».

А преемник святителя по Херсонской кафедре, епископ Никанор, в своем слове у могилы почившего сказал: «Славный вития, великий мыслитель, благородное, благожелательное сердце и высокий дух, святитель, признанный красою Церкви и славой нашей русской епархии, святитель Иннокентий был великий богослов, и пастырь добрый, право правящий слово истины, и истинно образованный в полном христианском смысле этого слова».

Святость архиепископа Иннокентия окончательно была засвидетельствована 140 лет спустя необычайным благоуханием его мощей после открытия их 18 июля 1997 года и перенесении их в Свято-Успенский храм Одесского мужского монастыря.

Служение святителя Иннокентия по духу было сродни апостольскому. И не случайно прославление его совершилось в день памяти апостола Андрея Первозванного — покровителя Одесской Духовной Семинарии и всего Причерноморского края.

13 декабря 1997 года, в ясный, не по-декабрьски теплый день крупнейший в Причерноморье Свято-Успенский кафедральный собор заполнился православным народом, ожидавшим прославления любимого и давно почитаемого в Одессе архипастыря.

Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, в сослужении собора из десяти архиереев была совершена праздничная Божественная литургия и чин прославления в лике святых святителя Иннокентия (Борисова) и священномученика Анатолия (Грисюка).

В житии святителя Иннокентия говорится, что он воистину был для людей «светом светящим и согревающим».

Член Святейшего Правительствующего Синода, Почетный Член Императорской Российской, Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской Духовных Академий; Императорских Московского, Санкт-Петербургского и Харьковского университетов; Императорского общества сельского хозяйства Южной России, Вольного экономического общества; Императорских Археологического и Русского Географического обществ; Ординарный Академик Императорской Академии Наук, Кавалер орденов св. Александра Невского, святого Владимира III и II степени, святой Анны I степени, Греческого Королевства ордена Спасителя I степени — святитель Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий оставил обществу огромное наследие. Это множество монастырей и храмов, основанных и сооруженных при святителе. Это обретение Одессой чудотворного Касперовского образа Божией Матери — главной святыни и покровительницы нашего града и всего Причерноморья. Это и целый ряд благочестивых традиций, вошедших в практику жизни Церкви и общества. Это 11-томное собрание сочинений святителя, включающее множество его вдохновенных проповедей, глубоких богословских и исторических сочинений, бесценных гимнографических творений. И, главное, это благодарная память тысяч сердец о святителе Иннокентии — добром пастыре и истинном светильнике.

Небесное служение святителя для нас, земных, сокровенно и незримо. Тем не менее, в той милости Божией, что Одесская епархия остается процветающей, сохраняя церковное единство и традиции истинного Православия, мы видим молитвенное предстательство за нас в сонме Одесских святых и святителя Иннокентия.

В молитве к святителю мы продолжаем почитать его как «миру умирение, земли нашея от нахождения иноплеменных, от крамолы и нестроений сохранение».

Уповаем, что и далее Всемилостивый Господь «умудрит и укрепит ны даже до конца к хранению веры Православныя, сохранит малое стадо Свое неразсеянное пребыти в любве и единомыслии по образу Святыя и Нераздельныя Троицы», предстательством Пречистой Своей Матери и святителя Христова Иннокентия.


 Христианский портал My studies