Послание
святаго Афанасия великаго, архиепископа александрийскаго,
к Аммуну монаху
с толкованием епископа Никодима (Милаша).
Иная редакция
с краткими комментариями.
Др.
канонич. послания Свт. Афанасия Великаго.
Др. каноны и канонич. послания.
Правила Православной Церкви: С толкованиями
Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 тт. — М.: Международный
издательский центр православной литературы, 1994. — (Репринт).
Правила Православной Церкви с
толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. СПб.,
издание С.-Петербургской духовной академии, 1911-1912 гг.
Перевод с сербского.
Правило 1.
Все творения
Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие
слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых,
по апостолу
(2Кор.2:15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно
мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго упражнения,
всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя
нашего, краткими словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль простейших
да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все
(Тит.1:15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и
пагуба, влагает, повидимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть паче
навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычнаго
и спасительнаго попечения, и в сем, как мнится ему, победити их, для сего
возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни,
а токмо пустыя вопрошения и суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи
мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховнаго или нечистаго
какое либо естественное извержение, как например, аще бы кто восхотел поставити
в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст? Можем рещи и о
большем сего, о извержениях чревом, которыя необходимы для жизни животнаго.
Еще же, аще по божественному писанию веруем, яко человек есть дело рук Божиих:
то как могло от чистыя силы произыти дело оскверненное: и аще род Божий есмы,
по божественному писанию апостольских Деяний (Деян.17:28): то не имеем в
себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякаго
смрада худший, соделываем. А когда происходит какое либо естественное невольное
извержение: тогда, и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по
необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословити справедливым
словам, паче же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово евангельское,
яко не входящая сквернят человека, но исходящая: то нужно и сию нелепость
их (ибо не нареку сего вопрошением) обличити. Во первых, они и писания, по
невежеству своему, яко неутвержденные, превратно употребляют. Разум же божественнаго
слова есть следующий: когда некие, подобно сим, сомневалися о пище, тогда
сам Господь, разрешая их неведение, или паче, обличая заблуждение, рек: не
входящая сквернят человека, но исходящая (Мф.15:11). Посем прилагает: откуда
исходящая? от сердца. Ибо ведает, что тамо суть злыя сокровища скверных помыслов
и иных грехов. Сокращеннее же апостол, сему наученный, глаголет: брашно нас
не поставит пред Богом (1Кор.8:8). Благословно может кто рещи и в настоящем
случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть
и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут,
что животному даны некие необходимые исходы для отложения излишества влаг,
питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы, и влажности
из главы отделяющиеся и исходящее из чрева, такожде и оный избыток в семенных
сосудах. И так боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда
сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели
таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут рещи:
посему не будете грехом и самое употребление, когда орудия Творцем устроены.
Таковых вопрошением заставим умолкнути, глаголя на сие: о каком употреблении
глаголеши: о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: раститеся
и множитеся, и наполняйте землю (Быт.1:28): о том ли, которое апостол допустил
глаголя: честна женитва, и ложе нескверно (Евр.13:4)? или о том, которое
бывает между людьми, но происходите тайно и прелюбодейно? Ибо и в других
случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, на
пример: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани, и законно и
похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани,
и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходныя их деяния. Таким образом
одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно:
а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Такожде
рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя
свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но аще к любострастию:
то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолом (Евр.13:4).
Ибо два пути в жизни относительно сего предмета. Един обыкновенный, и житейский,
то есть брак: другий же ангельский и коего нет превосходнее, то есть девство.
Ащекто избрал мирский путь, то есть брак: то не подлежит порицанию, но не
получит толиких даров, хотя впрочем получит некие, ибо и он приносит плод
тридесятикратный. Аще же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь
его жесточае и труднее перваго, но таковый приемлет более чудныя дарования:
ибо принес плод совершенный, сторичный. Тако нечистыя и лукавыя их вопрошения
имеют собственныя решения, божественными писаниями древле предуготовленныя.
И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо апостольскими увещаниями, евангельскими
утешениями. псаломскими советами, глаголя к Господу: живи мя по словеси Твоему
(Пс.118:25). Слово же Его состоит в служении Ему от чистаго сердца. Ибо зная
сие тот же пророк, как бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто созижди во
мне Боже (Пс.50:12), дабы скверныя помышления не возмущали меня, и паки,
и духом владычним утверди мя (Пс.50:14), дабы естьли когда помышления и возмутят
меня, мощная некая сила от Тебя исходящая, укрепляла меня, аки некая твердыня.
Таковые и подобные советы преподав и ты, глаголя тем, которые медленно покоряются
истине: научу беззаконныя путем Твоим (Пс.50:15), и уповая на Господа, яко
убедишь их отступити от таковыя злобы, воспевай: и нечестивии к Тебе обратятся.
Да престанут злонамеренно вопрошающие от таковаго суетнаго труда, а сомневающиеся
по простоте, да утвердятся духом владычним: вы же, которые твердо ведаете
истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе
нашем, с Ним же Отцу слава и держава со Святым Духом, во веки веков, аминь.
* * *
(Ап. 5, 51; Трул. 4, 13; Дионисия Алекс. 4; Тимофея Алекс. 12).
Настоящее послание св.
Афанасия, писанное до 356 г., адресовано знаменитому
нитрийскому монаху Аммуну. Некоторых из монахов соблазняли различные ночные
сновидения; в частности же, когда во сне случался экризис, то они считали это
телесным осквернением, ради чего обратились за советом к Аммуну. Аммун, в свою
очередь, запросил Афанасия, который ответил ему настоящим посланием, которое
содержит в себе подробное разъяснение 4-го правила Дионисия
Александрийского.
Интересно, что в конце послания Афанасий упоминает о двух путях жизни: путь
брака (του γάμου) и девства (της παρθενίας).
Брак одобряет, но гораздо возвышеннее считает девство, ибо брак приносит, говорит,
человеку плод только тридесятый, а девство — сторичный. Это свое учение Афанасий
основывает на Св. Писании (Мф.19:29; Мк.10:29,30; 1Кор.7:1,32-36 и др.) [1].
Примечания:
1. См. толкование Зонары настоящего правила (Аф. Синт., IV,70
и сл.), а также толкование архим. Иоанна (упом. соч., II,2 и сл.).
Об авторе
наверх
|