Свт. Дионисий Великий
Св. Дионисий, еп. Александрийский
(ок. 190 — ок. 265)
Некоторые особенности:
Получил прозвание «Дионисий Великий» за мужество и стойкость в многочисленных
испытаниях (назван так уже Евсевием и св. Василием Великим).
Происхождение:
Св. Дионисий родился около 190 года в богатой и знатной
языческой семье.
Получил хорошее философское образование
Христианская преемственность
обратился в христианство благодаря критическому изучению
различных философских и религиозных систем. После обращения Дионисий
слушал лекции Оригена и навсегда
остался его почитателем.
Деяния:
С 231 г. св. Дионисий 16 лет стоял во главе Александрийской
катехизической школы.
После смерти епископа
Иракла в 247 (248) г. стал епископом Александрии.
Во время гонений
Декия св. Дионисий был арестован и неожиданно освобожден. Некоторое
время руководил Александрийской Церковью из укрытия, потом возвратился
в город.
В гонение Валериана был
сослан в Ливию.
Участие во многих церковных событиях того времени:
• В вопросе о крещении
еретиков он был более близок к взглядам Рима, но употребил
все свое влияние, чтобы призвать Рим и Карфаген к умеренности.
(Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария — отрицали).
См.:
«В собрании братии находился
некто, считавшийся давним правоверным ... он пришел ко мне с плачем и
самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться,
что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего
общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульств ....
он просил меня преподать ему истиннейшее очищение, усыновление и благодать.
Но я не решился сделать это...»
Евсевий Церковная история VII,
9
• В вопросе о принятии
падших не одобрял чрезмерной строгости:
«умирающим, если они просятся,
а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили
от сей жизни с доброй надеждою»
• В послании уговаривал Новациана в Риме отказаться
от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола.
• Дионисий переписывался с Дионисием, еп. римским, по поводу распространившейся
в то время в Африке ереси модализма
или савеллианства.
• Будучи сторонником аллегорич. метода толкования Библии, Дионисий
выступал против хилиастов (в т. ч. еп. Непот), , к-рые
настаивали на букв. толковании «тысячелетнего Царства Христова» в конце
веков.
• По преданию: Когда в Александрии появилась чума,
святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными
христианами и язычниками и погребать умерших.
Т в о р е н и я:
См.:
Святой Дионисий Великий, епископ Александрийский. Творения. — Казань, 1900.
Содержание
Догматико-полемические
«О природе»
(О природе против эпикурейцев)
Космология Дионисия
— критику учения Эпикура о происхождении мира,
— изложение христианского учения о творении.
Дионисий назвал свой трактат так; потому, что сочинение Эпикура
в 37 книгах (от него сохранилось только
несколько фрагментов) имело такое же заглавие.
«Об Обетованиях»
(Об Обетованиях против Непота)
Сочинение против хилиазма в 2-х книгах.
Точнее, против хилиастич. взглядов египетского епископа (в Арсеное)
Непота.
Непот раскрыл свои взгяды в соч. «Обличение аллегористов»
От книги сохранился лишь отрывок, в котором он отрицает принадлежность
Апокалипсиса ап. Иоанну, но последующие отцы с его выводами о неподлинности
Апокалипсиса не соглашались.
Цитируется у Евсевия Кесарийского (Церк.
история VII, 24-25)
«Обличение и оправдание»
4 книги.
В полемике с модализмом Дионисий Александрийский допустил ряд терминов
(о природе Бога), за что был осужден папой Римским Дионисием.
Данное произведение написано с целью оправдания своего учения.
Папа Дионисий признал эти объяснения достаточными.
Сохранились только отрывки.
|
Автор |
Сочинение |
текст |
1 |
св. Афанасий |
«О мнениях св. Дионисия» |
(15 отрывков); восемь из первой книги, пять из второй и
по одному из третьей и четвертой книг
|
2 |
св. Василий Великий |
«О Св. Духе» (сар. 29) |
два из средины произведения и один, представляющий, по-видимому,
заключительные слова его |
3 |
Евсевий |
Praeparatio Evangeleca (VII, 19) |
отрывок из первой книги
|
«Об искушениях»
Трактат св. Дионисия, направленный к Евфранору.
Упоминает Евсевий
(Церк. ист. VII, 26[.2])
Других сведений об этом произведении не
сохранилось.
Послания
В ряде посланий и писем к разным лицам св. Дионисий касается различных вопросов
церковной практики и христианской жизни.
по вопросу об отношении к падшим
во время гонения Декия
- а) к египетским братьям,
- б) к Конону, епископу Гермопольско-му,
- в)
к александрийской пастве,
- г) к лаодикийским братьям,
- д)
к братьям в Армении
- е) к римским братьям.
(Из посланий сохр. только отрывки послания к Конону)
ряд посланий,
написанных по поводу раскола Новатиана: - к Новатиану.
- По-видимому,
целое письмо
сохранено Евсевием (Церк.
ист. VI, 45);
- к римским исповедникам,
которые «продолжали благоприятствовать мнению Новата»
- (Евсевий, Церк. ист. VI, 46[.5]) — не сохранилось
- к Фабию, епископу Антиохийскому
- написано, вероятно, в 252 г.
с целью отклонить его от
сочувствия Новатиану.
- фрагменты
из этого послания — у
Евсевия (Церк. ист.
VI, 41; 42; 44)
- к Корнилию, епископу Римскому
- в
ответ на его письмо
о Новатиане.
- Написано в 253 г.
- Кроме одной фразы
о смерти Александра,
епископа Иерусалимского
(Евсевий, Церк. ист. VI, 46[.4]),
от этого послания ничего
не сохранилось;
- к римлянам «О мире»
- к римлянам «о должности
диакона через Ипполита»
- к
римским исповедникам, «когда они возвратились
в Церковь»,
О последних четырех посланиях находим у Евсевия
только упоминание.
По вопросу
о действительности еретического крещения
- к Стефану, епископу Римскому
- в ответ на послание к нему
Стефана с сообщением о намерении прервать общение
с малоазийскими Церквами,
- отрывок у Евсевия (Церк. ист. VII, 5[.1—2])
- к Сиксту, епископу
Римскому
- три отрывка у Евсевия (VII, 5[.4] — 6)
- к римскому
пресвитеру Филимону
- три отрывка у Евсевия (VII, 7 [Л—5])
- к Дионисию, пресвитеру римскому
- отрывок у Евсевия (Церк. ист. VII, 8)
- к Сиксту,
епископу Римскому
- отрывок у Евсевия (VII, 9[.1—5])
- к Сиксту и римской Церкви
- два кратких послания
- к римскому пресвитеру Филимону
- к римскому пресвитеру Дионисию
«Пасхальные послания»
- послание к Дометию и Дидиму
- вероятно, епископам провинции;
- написано ~ перед Пасхой 251 г., из уединения
в Ливии (Евсевий неправильно отнес к царствованию Валериана)
- Отрывки у Евсевия
(Церк. ист.. VII, 11 [.20-25])
- сообщение
о
мучениках в Александрии
- сообщение о заключении под стражу, освобождении
и
бегстве самого
Дионисия
- изложен пасхальный канон на восемь лет и определено,
что празднование Пасхи
должно совершать не иначе, как после весеннего
равноденствия (VII,
20)
- послания к Флавию, к пресвитерам Александрии и
к др. неназванным лицам известны только по названиям (VII, 20)
- к
александрийцам, к египетскому епископу Иераксу,
- отрывки
у Евсевия (VII,
21)
- и написаны, следовательно, перед Пасхой 262 г.
- послание
к александрийцам
- изображает
бедствия
в Александрии во время моровой язвы (Церк.
ист. VII, 22)
- перед Пасхой 263 г.
- к египетским братьям, и несколько
др. разных посланий
- к Гермаммону и египетским братьям,
- написано
в девятый год царствования Галлиена, т. е.,
вероятно, перед Пасхой
262
г.
- Дионисий лично рассуждал о злонравии
Декия и его преемников и упоминает
о мире при Галлиене
- отрывки у Евсевия
(VII, 1; 10; 23).
По поводу ереси Савеллия
- к Аммону, епископу
вереникской Церкви
- к Телесфору
- Евфранору
- к Аммону и
Евпору
Другие послания
- Послание к епископу Герману,
- Защита от обвинений поводу того, что во время гонения
Декия Дионисий спасся бегством,
а при наступлении гонения Валериана не делал обычных
в таких случаях собраний верующих для утешения и заботился
больше о
своем благополучии, чем о пастве.
- Две группы фрагментов
в «Церковной истории» (VI, 40; VII, 11)
- Первая группа
фрагментов
относится к тому, что произошло при самом начале
гонения Декия.
- Вторая группа фрагментов относится ко времени
возникновения гонения Валериана (в 257 г.)
- К Василиду,
епископу пентапольских Церквей (Киренаика),
несколько посланий
- (Евсевий., Церк. ист. VII, 26[.3]; Иероним.,
О знам. мужах,
69).
- Одно из этих посланий сохранилось в полном виде благодаря
тому, что принятое Трулльским собором, включено в канонические
сборники правил св. апостолов, Вселенских и Поместных соборов
и свв. отцов. Дата этого послания неизвестна — вероятнее
всего, оно написано по возвращении Дионисия в Александрию
в 262 г.
«Послание каноническое к епископу Василиду»
- к антиохийской Церкви против Павла
Самосатского
- (Евсевий., Церк. ист.
VII, 27[.2]).
- Список этого послания отцы второго Антиохийского
собора
приложили к своему окружному посланию (Евсевий.,
Церк. ист. VII, 30[.3]).
- послание не сохранилось (сохранились только подложные)
- к Оригену «О мученичестве»
- (Евсевий., Церк. ист.
VI,
46[.2])
- к Феотекну, епископу Кесарийскому
- посвящение памяти
Оригена (Стефан Гобар у Фотия, Biblioth. 232)
- к Афродисию
- «О браке»
- «О субботе»
- «Об упражнении»
- (Евсевий., Церк. ист. VII, 22[.11]
Экзегетические творения
Комментарий на начало Экклезиаста.
- Евсевий :
«В послании к епископу пентапольских Церквей Василиду
Дионисий говорит, что он писал толкование на начало Экклезиаста» (Церк.
ист. VII,
26[.3])
- софист Прокопий
Газский в V в. в свои катены к Экклезиасту внес довольно
многочисленные схолии Дионисия на Экклезиаст (ad 1.1—3.11).
- Кроме того, известны
два кратких
отрывка, надписанные именем Дионисия и взятые из комментария
на Экклезиаст, приписанного Григорию Нисскому.
- Вероятно, что комментарий написан
Дионисием до вступления
на епископскую кафедру.
Толкование на Книгу Иова
- известны с именем Дионисия пять фрагментов комментария на книгу
Иова, сохранившихся в катенах на книгу Иова, которые обычно
приписываются Никите, митрополиту Ирак-лийскому, XI в.
- один
фрагмент заимствован из Псевдо-Дионисия Ареопагита и Василия
Великого;
- остальные четыре сомнительны в своей подлинности
Комментарий на Гефсиманскую молитву Христа Спасителя
Комментарий на Деяния
Комментарий посл. Иакова
Комментарий посл. к Римлянам
Толкование на Песнь Песней,
(принадлежит другому экзегету)
Аутентичность подлежит сомнению.
* * *
В сочинениях св. Дионисия, по видимому, впервые встречается наименование
Феотокос — Qeotokoz — Богородица в отношении
к Пречистой Деве Марии.
Кончина
Св. Дионисий скончался в конце 264 или в начале 265
года.
Память его 5 октября.
Дионисий о себе:
Я изучал и сочинения,
и предания еретиков, несколько времени осквернял свою душу гибельными
их мнениями: впрочем, получил от них ту пользу, что опроверг их сам по
себе и еще больше возгнушался ими. Один брат из пресвитеров, боясь, чтобы
эта мерзость зла не сообщилась и мне, старался удерживать меня и, по
собственному моему сознанию, справедливо замечал, что я вредил своей
душе: но посланное мне Богом видение явилось и укрепило меня; я слышал
голос, который ясно повелевал мне, говоря: «читай все, что попадется
в руки, потому что ты можешь обсудить и исследовать каждую мысль — это
и в начале обратило тебя к вере»
Из письма Дионисия Филимону.
(Цит. по: Евсеий. Церковная история VII,
7)
Свидетельства:
Иероним Стридонский.
О знаменитых мужах. Глава 69.
См. также:
Дионисий Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. |