Свщмч. Дионисий Александрийский.
К Домицию и Дидиму [1].
Творения св. Дионисия Великаго,
епископа Александрийскаго, в
русском переводе. – Издание Казанской Духовной Академiи. / Пер., прим.
и введ. свящ. А. Дружинина,
под редакцiей э. о. проф. Л. Писарева. – Казань: Типо-литография Императорскаго
Университета, 1900. – С. 46-48.
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
I. Перечислять наших (мучеников) поименно было бы излишне, так как их
много, да они и неизвестны вам. Знайте, но крайней мере,
что мужчины и женщины, юноши и старцы, девы и старицы, воины и поселяне,
люди обоего пола и всякаго возраста, одержав победу в борьбе,
получили венцы одни посредством бичей и огня, другие посредством
железа. Для иных же недостаточно было и самаго долгаго времени, чтобы
сделаться благоприятными Господу, как недостает его доныне и
для меня. Он оставил мне жизнь до другого удобнаго времени, какое Сам
знает, ибо Сам Он сказал: во время приятно послушах тебе и в
день спасения помогох ти (Ис. 49, 8).
Но вы разспрашиваете о том, что случилось с нами и желаете знать, в каком
положении находимся мы теперь. Конечно, вы (уже) слышали, как в то
время, когда центурион и начальники (городской стражи) [2] с
бывшими при них воинами и служителями вели в узах меня, Гайя, Фавста, Петра
и Павла, напали на нас некоторые из мареотов и несмотря на наше нерасположение
следовать за ними, захватили и повлекли нас силою. А теперь я, Гаий
и Петр, одни, в разлуке с прочими братьями, терпим заключение
в пустынном и грязном месте Ливии на разстоянии
трех дней пути от Паретония [3].
II. А в городе [4] скрылись с
целью тайно посещать братьев пресвитеры Максим, Диоскор,
Дмитрий и Луций, (известнейшие в мире Фавстин
и Акила блуждают в Египте), а также и оставшиеся после умерших
от болезни [5] диаконы Фавст,
Евсевий и Хэремон. Евсевия Бог с самаго начала укрепиль
и уготовал для безбоязненнаго служения бывшим под стражею исповедникам
и для небезопаснаго погребения тел почивших и блаженных мучеников [6].
Правитель (города) и доныне не перестает одних из приводимых к нему,
как я сказал, жестоко умерщвлять, других терзать пытками, иных изнурять
темницами и узами и предписывает, чтобы никто не приближался к ним, наблюдая,
не попадется ли кто-нибудь. И однако Бог, благодаря ревности и неусыпности
братий, облегчает страдальцев.
Примечания:
[1] Из Церковной истории Евсевия
(VII, 11). Евсевий относит это послание ко времени гонения
Валериана; но в послании речь идет о тех событиях,
которыя случились со св. Дионисием во время Декия, и о
которых он сам разсказывает более подробно и ясно в послании
к Герману (Евсевий, ibid, VI, 40). Стсюда следует, что и в
послании к Домицию и Дидиму св. Дионисий говорит
также о гонении Декия.
[2] Слово στρατηγῶν Валезий
в примечаыии на это место объясняет в смысле указания
на дуумвиров (duumviri) или магистратов (magistratus) города Александрии,
справедливо замечая, что не было надобности посылать вместе с
центурионом еще и военачальников, которые сами никогда не сопровождали
преступников на место ссылки. Дуумвиры и магистраты, хотя и занимали
менее видное положение по сравнению с военачальниками,
назывались у греков также военачальниками. Они обязаны были задерживать
преступников, подвергать их предварительному заключению, приводить
к судьям и сопровождать на место ссылки. У св. Афанасия
в послании к монахам есть весьма ясныя указания на то, что
в Александрии, кроме римских войск, существовала городская
стража, имевшая особых начальников (Творения св. Афанасия,
часть 2, Москва 1852, стр. 136 и 157, где «градский военачальник» Горгоний
отличается от «дуков» или римских военачальников Себастиана
и Сириана).
[3] Приморский город в Мармарикском
округе Ливии.
[4] Между первым и вторым фрагментом
послания Евсевий вставляет замечание: «потом
несколько ниже (Дионисий) говорит».
[5] Разумеется моровая язва, свирепствовавшая
в Александрии почти во все время епископскаго служения св. Дионисия.
[6] По свидетедьству св. Афанасия
(Vita b. Antonii), «у египтян был обычай благоговейно погребать
тела усопших и особенно св. мучеников, завертывать их в полотно,
не (тот-час) предавать их земле, а возлагать на ложе и хранить в
частных помещениях».
|