Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Свт. Григорий БогословС Т И Х О Т В Р Е Н И ЯМысли, писанныя двустишиями1. |
Публикуется по изданию: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольскаго. Том II. — СПб.: Издательство П.П. Сойкина, 1910. — С. 98-100. (Орфография современная) Все с себя сбрось, и тогда разсекай житейское море; но не пускайся в плавание как грузный корабль, который готов тотчас потонуть. Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами; и встретишь ее менее грозною. Непрестанно созидай ум свой в храм Богу, чтобы внутри своего сердца имет невещественную опору — Царя. Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты, доблестный мой, — и чрез сие удобно достигнешь красоты Первообраза. Тебя один день ведет к другому; и тот постоянно влается, кто сам в себе легок; но в сердце человека благоустроеннаго есть некончаемый день. Кто полагается на преходящее и приходящее, тот вверяется потоку, который не стоит на одном месте. Для меня равно худы — и негодная жизнь и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое. Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога. Но еще более оскорбляет Его тот, кто чтит всякие останки мертвых. На пути к совершенству никогда не останавливайся. Худо сходить непрестанно в глубину. И ты, который только выходишь из бездны греха, еще стоишь. Тот зрячий слепец, кто не видит, сколько пагубен его грех. Уметь открывать следы зверя — признак остраго зрения. Если, имея нужду во враче своих немощей, скрываешь болезнь; то не спасешься от неисцельной гнилости. Твое слово, мое дело. Кто сделал не доброе дело, тому сомнительный помощник — красноречие. Пресыщение делает наглым, а я тебе, доблестный мой, желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах. Желаю также, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир почитал всегда наравне с паутинными тканями. Блага настоящей жизни весьма чужды для человека; человеческая добродетель — вот что одно составляет жизнь. Приступите, всем вопиет слово нелживаго Советодавца — Бога, приступите немедленно к познанию пренебесной Троицы! Вы, на кого в сей жизни наложил свои узы честный брак, приложите ума, как бы вам больше плодов внести в небесныя точила! А вы, невесты девы, приявшия в объятия свои Слово великаго Бога, старайтесь в дар Богу принести все! Одинокая жизнь — всеозаряющий свет; но надобно устранить сердце от мира, и держать себя вдали от плотскаго. Оскорбительно для веры — не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть; а я люблю то, что проникло в глубину. Не надобно иметь ни справедливости неумолимой, ни благоразумия, избирающаго кривые пути. Лучше всего — во всем мера. Умеряй свою смелость, иначе будет она дерзостию, а не мужеством. К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость. Прекрасно иметь ум, отверстый всегда для Божия слова; чрез сие приобретается ведение небесных законов. Спеши стать совершенным; не угождай тем, кому всего лучше не угождать; тешить грех — самая безславная слава. Добродетельному стыдно быть защитником порочных; это почти то же, что собственной ногою стать на стезю порока. Золото испытывается в горниле, а добродетельный — в скорбях. Часто скорбь бывает легче состояния невредимости. Легко отречется и великаго Бога, кто отрекся отца. И наставника в благочестии уважай, как отца. Моль все поядает; и на гроб не оставляй своего достояния; лучшая погребальная почесть — доброе имя. Щади своих ближних, особенно же мертвых, которые все оставили и не могут ничего тебе сделать. Оставив весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь. Непрестанно простирайся на дела более и более совершенныя, умудряемый Богом; паче же всего предметом твоих попечений да будет Троица.
Примечание:
[1] В Греческом мысли сии составляют
акростих, именно из первых букв каждаго стиха выходят следующие два
стиха: |
|