Свт. Григорий Неокесарийский
К Татиану краткое слово о душе
Безтелесна ли душа?
IV. Что в нашем теле есть душа, доказано выше; посему должно знать, как
она существует в теле. Если она расположена возле тела, как камешек возле
камешка, то душа будет телом, но тело не будет одушевлено всецело, потому
что она будет лежать [только] возле некоторой части его. Если же она смешана
или слита, то душа была бы многочастной, а не простой, и лишилась бы свойственнаго
душе понятия. Ибо многочастное может быть разделено и разрушено; а то,
что может быть разрушено, сложно; то, что сложно, имеет троякое измерение,
а что имеет три измерения, то тело. Тело же, будучи приложено к телу, увеличивает
объем; но душа, находясь в теле, не увеличивает объема, но скорее оживотворяет.
Следовательно, душа не будет телом, но безтелесна.
Далее, если душа — тело, то она приводится в движение или извне, или извнутри; но она не приводится в движение ни извне, так как ее не толкают и не влекут, подобно неодушевленым, ни движется извнутри, подобно одушевленным; ибо нелепо говорить о душе души, — итак, она не тело, следовательно, безтелесна.
И еще, если душа — тело, то она имеет качества, доступныя чувствам, и питается, но она не питается, а если и питается, то питается не телесно, как тело, а безтелесно, ибо питается словом. Поэтому она не имеет и качеств, которыя воспринимаются чувствами, потому что ни справедливости, ни мужества, ни подобнаго им нельзя видеть, а это — качества души. Итак душа — не тело, — значит, она безтелесна.
Еще, так как все телесныя сущности разделяются на одушевленныя и неодушевленныя, то утверждающие, что душа — тело, пусть скажут, должно ли называть ее одушевленным или неодушевленным телом.
Далее, если всякое тело имеет и окраску, и количество, и форму, а в душе
ничего такого не наблюдается, то, следовательно, душа не тело.
|