Свт. Григорий Неокесарийский
К Татиану краткое слово о душе
Творения святаго Григория
Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. / Пер. проф. Н. Сагарды. — Петроград:
Типография М. Меркушева, 1916. — С. 105–110.
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
Ты просил меня, достопочтенный Татиан, прислать тебе разсуждение о душе
с убедительными доказательствами по отделам, и ты желал, чтобы я сделал
это, не пользуясь свидетельствами Писаний. Конечно, этот способ научения
[т. е. на основании Писаний] в действительности есть и для желающих благочестно
мудрствовать является истинным, доказательнее всякаго человеческаго разсуждения;
но ты сказал, что ищешь этого не для собственнаго убеждения, так как ты
уже наставлен твердо держаться божественных Писаний и преданий, и что мысль
твоя не может быть поколеблена изворотами человеческих доводов, а для опровержения
мнений иначе мыслящих, которые не выносят того, чтобы их убеждали Писаниями,
но стараются посредством известнаго рода искусства ниспровергать непривычных
в таких разсуждениях. Эти соображения склонили меня с готовностью повиноваться
этому твоему требованию, нисколько не устрашаясь тем, что я неопытен в
такого рода построении разсуждений, но ободряясь твоим благоволением ко
мне, ибо ты умеешь то, что ты признаешь прекрасным, выставлять на общий
суд, а что, по твоему мнению, хуже надлежащаго, того не замечать и скрывать,
делая то и другое по расположению и дружбе ко мне. Зная это, я со всем
доверием взялся за изложение. Свое же разсуждение я расположу, воспользовавшись
тем порядком и последовательностью, какой именно применяли искусные в этом
для желающих научно что-либо изследовать.
Итак, прежде всего я покажу, какою познавательною силою, согласно своей природе, может быть постигнута душа; потом, чем доказывается ея существование; затем по порядку, сущность ли она или свойство; потом вслед за этим, она — тело, или безтелесна; далее, проста она, или сложна; Затем еще, смертна или безсмертна; наконец, разумна или неразумна.
Ибо эти вопросы больше всего обыкновенно изследуются в разсуждении о душе,
как главнейшие и могущие характеризовать ея особенности. В качестве доказательств
для подтверждения подлежащих изследованию вопросов я воспользуюсь теми
общеизвестными соображениями, которыми обычно устанавливается достоверность
предметов, находящихся у нас под руками. Но ради краткости и пользы я применю
теперь только те умозаключения, которыя настоятельно необходимы для доказательства
того, что подлежит изследованию, чтобы эти мысли, будучи ясными и удобно
усвояемыми, доставили нам совершенно готовыя средства для возражения противникам.
Итак, отселе начнем наше разсуждение.
|