Свт. Григорий Неокесарийский
К Татиану краткое слово о душе
Безсмертна ли наша душа?
VI. Последовательно, думаю, простому надлежит быть безсмертным; а каким образом, — выслушай. Среди существующаго нет ничего, что было бы разрушительным само для себя, — впрочем, и от начала [такого] не существовало. Ибо то, что подвергается повреждению, повреждается от противоположнаго; почему все, что подвергается повреждению, может быть разрушено; а что может быть разрушено, то сложно, сложное же многочастно; но что составлено из частей, как известно, составляется из различных частей; различное же не тождественно. Итак, душа, будучи простою и несоставленною из различных частей, несложною и неразрушимою, по этой причине должна быть нетленной и безсмертной.
Далее, все, что получает движение от чего-либо и имеет жизненную силу не от себя самого, а от того, что ее движет, то остается в таком состоянии до тех пор, пока поддерживается действующею в нем силою; когда же действующее прекращает свою деятельность, то перестает и оно, так как от него оно имеет движение. Душа же, будучи самодвижущеюся, никогда не перестает существовать. Ибо надлежит, чтобы самодвижущееся всегда было в движении. А то, что всегда движется, не может прекращаться; то же, что не прекращается, не имеет конца; не имеющее конца неразрушимо, а неразрушимое безсмертно. Поэтому, если душа самодвижущаяся, как выше доказано, то, на основании сейчас изложеннаго силлогизма, она будет неразрушимой и безсмертной.
Еще, все, что не повреждается собственным злом, неразрушимо; злое же противоположно
нравственно прекрасному, поэтому и разрушительно для него. Ибо нет иного
зла для тела, как страдание, болезнь и смерть, равно как и [напротив] достоинство
его — красота, жизнь, здоровье и благосостояние. Посему, если душа не разрушается
собственным злом, зло же души — трусость, распущенность, зависть и подобное,
но все это не отнимает у нея силы жить и двигаться, то, следовательно,
она безсмертна.
|