Глава 18
Истоpическое доказательство пpишествия Божия в миp: идолопоклонники
и иyдеи
Уверовавшим, что Бог приходил в мир, напрасно, может быть,
и порицать это пришествие, будто оно совершено не премудро и не лучшим
каким способом. Ибо для тех, которые не слишком упорствуют против истины,
немаловажным доказательством Божия пришествия служит явленное прежде
будущей жизни в настоящем веке, разумею свидетельство самих событий.
Кто не знает, как все части Вселенной наполняла демонская прелесть, посредством
идолопоклонства возобладав людскою жизнью, как всем народам в мире обратилось
в закон в идолах служить демонам закланием в жертву животных и принесением
на жертвенники мерзостей? Но с тех пор, как, по слову апостола, явися
благодать Божия спаителъная всем человеком (2 Тим. 2, 11), пришедшая
в естестве человеческом, все, как дым, обратилось в ничто, почему прекратились
неистовства прорицалищ и провещаний, уничтожились ежегодные празднества
и кровавые скверны гекатомб; у многих народов вовсе не стало храмов,
притворов, капищ, жертвенников и всего другого, что служителями идолов
направляемо было к обольщению себя самих и использующих это, так что
во многих местах и не помнят, бывало ли когда это; по всей же Вселенной
воздвигнуты вместо этого во имя Христово храмы и жертвенники, везде досточестное
и бескровное священнодействие и высокое любомудрие, более делом, нежели
словом преспевающее, небрежение о телесной жизни и презрение к смерти,
какое явно показали принуждаемые гонителями отступить от веры, в ничто
вменив телесные уязвления и осуждение на смерть, чему, конечно, не подвергли
бы себя, если бы не имели ясного и несомненного доказательства о Божием
пришествии. То же самое достаточно сказать иудеям в знамение, что пришедший
— Тот, в Кого они не веруют, потому что до Христова Богоявления славна
была у них столица царей в Иерусалиме, знаменит его храм, законны ежегодные
жертвы и все, что для таинников, способных уразумевать, подробно изложено
законом в загадках, согласно с узаконенным у них изначала служением благочестия,
было дотоле невозбранно. Но как увидели Ожидаемого, о Котором наперед
научены были и пророками и законом, и вере в Явившегося предпочли исполненное
заблуждений суеверие, которое худо отринув, хранили речения закона, служа
более по обычаю, нежели по разуму, — то после этого явившейся благодати
они не приняли и что было досточестного в их богослужении, то осталось
в одних только рассказах об этом; храма не узнаешь и по следам; славный
этот град оставлен в развалинах; не остается у иудеев ничего из узаконенного
в древности — напротив того, и само досточтимое ими в Иерусалиме место
по повелению властвующих сделалось для них недоступным. |