Глава 22
Спpаведливость домостpоительства спасения — в ненасилии над
дьяволом
Итак, поскольку ум, ошибившись в пожелании подлинного
добра, уклонился к тому, что не существует, лестью худого советника и
изобретателя порока убежденный, будто бы хорошо то, что противоположно
хорошему, ибо лесть не подействовала бы, если бы на уде порока не был
наподобие наживки нацеплен призрак хорошего, — итак, поскольку человек
добровольно подвергся этому бедствию, по сластолюбию подчинив себя врагу
жизни, то требуй от меня понемногу всего, что приличествует понятиям
о Боге: благость, правда, могущество, нетление и если чем еще означается
совершенство. Бог, как благой, исполняется милосердия к падшему и, как
премудрый, знает способ, как возвратить; делом же мудрости был и суд
справедливости, ибо истинной справедливости никто не припишет неблагоразумию.
Поэтому что же в этом справедливо? То, что против овладевшего нами не
употреблено никакого насильственного полновластия, и по преизбытку силы
Восхитивший нас у владеющего не оставил поработившему человека сластолюбием
никакого повода к оправданию. Так, отдавшие свободу свою за деньги —
рабы купивших, сделавшиеся продавцами самих себя, и ни им самим, ни другому
кому не позволительно провозглашать их свободу, хотя бы продавшие себя
на это бедствие были люди и благородного происхождения. Да и если кто,
радея о проданном, употребит насилие против купившего, то, самовластно
отнимая приобретенного в собственность законно, почтен будет несправедливым.
Но, если угодно, снова купить такого никакой закон не воспрещает. |