Глава 31
Почемy Бог не пpиведет всех к веpе, если Он хочет этого?
Но не имеют недостатка в хитром возражении и на подобное
этому. Ибо говорят: «Бог, если бы хотел, мог и упорно противящихся
принужденно привлечь к принятию проповеди. Но где будет их свобода? Где
похвала преуспевающим?» Одних неодушевленных и бессловесных можно
чужой волей приводить к чему угодно; словесное же и разумное естество,
если перестало действовать свободно, утратило вместе и дар разумности.
Ибо на что будет употреблять разум, если власть избирать, что заблагорассудится,
лежит на другом? Если же произволение остается недейственным, то по необходимости
уничтожается добродетель, встретившая себе препятствие в неподвижности
произволения. Если же нет добродетели, то жизнь теряет цену, ум уступает
место судьбе, отъемлется похвала у преуспевающих, грех непобедим, различие
в жизни не определено. Ибо кто еще будет вправе осуждать невоздержанного
или хвалить целомудренного, когда у всякого готов этот ответ: «Из
всего, что бывает с нами, ничто не в нашей воле, но человеческие произволения
могущественнейшим владычеством приводятся к тому, что угодно обладающему».
Итак, не благости Божией вина, что не во всех бывает вера, но расположения
принимающих проповедь. |