Глава 39
Hеобходимое yсловие pождения
свыше — веpа в Тpоицy
Прочие рождаемые происходят на свет от похоти рождающих;
рождаемый же духовно зависит от свободы рождаемого. Итак, поскольку опасность
в том, чтобы по свободе предоставленного каждому выбора не ошибиться
в действительно полезном, то сказываю, что стремящемуся к собственному
своему рождению хорошо будет предузнать своим рассудком, какой отец принесет
ему пользу и от кого лучше образоваться его естеству, ибо сказано, что
таковым порождением свободно избираются родители. Итак, поскольку все
существующее делится на два рода — на созданное и несозданное — и естество
несозданного обладает неизменяемостью и непреложностью, тварь же по превратности
изменяема, то по рассудку избирающий полезное, какого естества изберет
скорее соделаться чадом, представляющегося ли превратным или обладающего
непреложностью, постоянством и всегда одинаковым пребыванием в добре?
И как в Евангелии преподано о трех Лицах и о трех Именах, от которых
бывает рождение верующих, и рождаемый о Троице равно рождается от Отца
и Сына и Святого Духа, ибо о Духе Евангелие говорит так: Рожденное
от Духа дух есть (Ин. 3, 6), и Павел рождает о Христе (1 Кор. 4,
6), и Отец есть отец всем (Флп. 1, 2), то да трезвится при этом мысль
слушателя, чтобы не сделаться ему порождением естества непостоянного,
когда возможно виновником собственного своего естества сделать непреложного
и неизменяемого. Ибо по расположению сердца у приступающего к домостроительству
и совершаемое имеет силу, так что исповедующий Святую Троицу несозданной
вступает в иепревратную и неизменяемую жизнь, а кто По ложному понятию
видит в Троице естество созданное и после этого крестится в Нее, тот
снова рождается в превратную и изменяемую жизнь, ибо рождаемое по необходимости
однородно с естеством рождающих. Поэтому что полезнее: войти ли в жизнь
непревратную, или опять валяться в жизни непостоянной и изменяемой? Итак,
поскольку для всякого имеющего сколько-нибудь разума явно, что постоянное
несравненно предпочтительнее непостоянного, совершенное — недостаточного,
ни в чем не имеющее нужды — нуждающегося, то, чему некуда идти выше и
что всегда пребывает в совершенстве добра, с преспеянием простирающегося
вперед, то имеющему ум необходимо избрать одно из двух: или уверовать,
что Святая Троица — естество несозданное, и, таким образом, Ее в духовном
рождении сделать вождем собственной жизни, или, если кто признает, что
Сын и Святой Дух вне естества первого, истинного и благого Бога, разумею
Отца, и во время возрождения не приемля веры в Троицу, то да не остается
в неведении, что, сам себя предавая естеству недостаточному, имеющему
нужду в благодеющем, и отринув веру в существо превысшее, некоторым образом
вводит себя опять в однородное с собой. Ибо, подчинившись чему-либо тварному,
сам того не замечая, надежду спасения полагает не в Боге. Ибо всякая
тварь в сродстве с собою имеет и прочие твари по тому самому, что наравне
с ними приходит в бытие из небытия. И, как в строении тела все члены
имеют взаимное сродство, хотя одни из них по достоинству ниже, а другие
выше, так и тварное естество соединено между собой по общему закону для
твари, и разность в нас по преимуществу и недостаточности не лишает тварь
сродства с самой собой. Ибо в том, что равно представляется нам прежде
несуществовавшим, хотя в иных отношениях и была бы разность, с этой стороны
не находим никакого различия по естеству. Поэтому если человек, будучи
тварью, думает, что твари — и Дух, и Единородный Бог, то, напротив, должен
будет освобождать себя от безнадежности перехода в лучшее состояние.
Ибо совершающееся в нем подобно понятиям Никодима, который, узнав от
Господа, что должно родиться свыше, но не вмещая еще в уме учения о таинстве,
увлекся помыслами к материнской утробе (Ин. 3, 4). Поэтому если человек
обратится не к Естеству несозданному, но к сродственной и, так же как
сам он, служебной твари, то рождение его дольнее, а не свыше. Евангелие
же говорит, что рождение спасаемых свыше (Ин. 3, 3). |